…Случалось ли тебе найти флакон забытый, —
И в миг овеян ты душой, в стекле сокрытой…
Ш.Бодлер. Цветы зла. В переводе Эллиса
Один из разделов выставки «Хрусталь бесценный и старинный», открывшейся Музее Хрусталя имени Мальцовых – Гусь-Хрустальном филиале Владимиро-Суздальского музе-заповедника – посвящен флаконам для духов и туалетным приборам из стекла. Среди самых интересных экспонатов раздела – флакон для одеколона «Северный» 1980-х годов. Он имеет вид айсберга с фигуркой белого медведя на вершине.
Одеколон «Северный» – один из примеров парфюмерного долгожительства. Он был создан в начале XX века знаменитой фирмой «Товарищество Брокар и К°», в советские годы получившей название «Новая Заря», и выпускался с 1910 до 1996 года. Автором флакона признан художник Казимир Малевич (1879–1935).
Собиратели винтажной парфюмерии хорошо знакомы с этой историей. Но не всегда коллекционеры могут правильно определить возраст флакона. В отличие от своего содержимого, флакон менялся с течением времени.
Фирма Брокара ведёт историю с 1864 года, когда в Москве открыл своё дело потомственный французский парфюмер Генрих Брокар (1837–1900). С самого начала своей деятельности он показал себя изобретателем в таком, казалось бы, прозаическом деле, как изготовление мыла. Его продукция была доступной беднейшим слоям населения. Популярностью пользовалось мыло «Детское», на каждом куске которого печаталась буква алфавита, и при желании можно было составить из этикеток всю азбуку; мыло «Народное», завоевавшее серебряную медаль московской Выставки русских производств 1865 года; мыло «Огурец», раскупавшееся как игрушка, и многие другие сорта. В 1871 году Брокар пишет своей жене из Парижа: «Что касается сортов хороших мыл и их качеств, то здесь, в Германии и Франции, все сорта находятся на весьма невысоком уровне, а у нас вырабатываются гораздо лучшие мыла…»
В 1882 году фирма получила Золотую медаль всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. Здесь был представлен изобретённый Брокаром «Цветочный одеколон», который выливался через устроенный импровизированный фонтан, и каждый желающий мог освежиться этой душистой водой. Вершиной успеха фирмы стала «Гран-При» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. После смерти Генриха Брокара его дело продолжили жена, сыновья и дочь.
А. Чуканова. Хранитель коллекции стекла ГВСМЗ
Два художника – один медведь
Источники:
Российская государственная библиотека. Золотой юбилей парфюмерного производства Товарищества Брокар и К° в Москве. 1864–1914. М. 1915.
АРТГИД. Александра Шатских. Флакон Малевича. Упаковка мечты. https://artguide.com/posts/1382.
В.В. Кожаринов. Русская Парфюмерия. М. 1998.
http://www.43info.com/kazimir_malevich_bottle_cologne_severny/
Интернет - аукцион «Мешок». https://meshok.net/?search=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD+%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD+%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9
До 10 января 2021 года на выставке «Хрусталь бесценный и старинный» в Музее хрусталя имени Мальцовых можно увидеть великолепное художественное стекло с конца XIX века до 1917 года – период наивысшего подъема технико-технологического потенциала Гусевского хрустального завода.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!
Будьте в курсе наших событий! Заходите и присоединяйтесь по ссылке к нашему телеграм-каналу: ВСМЗ