Имена древних урочищ и улиц придумал народ. А наш народ любит крепкое слово! Двести лет назад в Москве было немало мест с неблагозвучными и даже неприличными названиями. Потом их стали искусственно облагораживать... но историки – помнят, что было иначе.
Вшивая Горка
Так назывался западный склон Таганского Холма, обращенный к Яузе. Там, где построена высотка на Котельнической набережной. Начало Верхней Радищевской улицы называлась улицей Вшивая горка.
Ее пытались сделать краше, превратить в «Швивую» (чуете искусственное слово?). Однако в исторических источниках (с XVII века) – черным по белому, «Вшивая». Отчего горка так названа, никто не знает. Иногда пишут: здесь работали цирюльники, и триста лет назад на улицах валялись волосы, полные живности… ну, вы поняли! Увы: документальных данных о цирюльниках не найдено, все это только домысел. Известно также: сотни лет назад не только вошь звалась «вошью». И во многих других местностях были свои Вшивые горки. Впрочем, на этих фактах еще не построили хорошей гипотезы, так что смысл имени «Вшивая горка» остается тайной.
На Болвановке
Другая часть Верхней Радищевской улицы перед революцией называлась Верхней Болвановкой. Название переменили в 1919 году (редкий случай, когда я согласен с большевиками). Само урочище старо, восходит аж к XV веку. В Древней Руси слово «болван» имело главное значение «языческий идол», однако изредка могло относиться и к скульптурам христианских святых!
Еще одна Болвановка была в другом районе города, в Замоскворечье. Нынешние 1-й и 2-й Новокузнецкие переулки перед революцией звались… Спасоболвановскими! Большим и Малым. Эти названия сохранялись на карте Москвы до 1954 года.
Поганые и грязные
С древними поселениями иноверцев, скорее всего связано урочище Поганый пруд, известное с XVI века. Или, возможно, (по традиционной версии) пруд был вонюч, и в нем гнили отбросы мясного производства. В XVIII этот район стали называть Чистыми прудами. История этих «прудов» темна и непонятна – это тема отдельной статьи.
Кучин переулок у Проспекта мира звался Грязным, пока в его не переименовали в 1922 году… мне кажется, сменяли шило на мыло! Всего в истории Москвы было шесть Грязных переулков и один Грязный проезд.
1-й Вражский переулок недалеко от Девичьего поля до начала XIX века назывался совсем непристойно: Пометный Вражек. В этот овражек триста лет назад сваливали продукты жизнедеятельности лошадей из государевых конюшен.
Стада скота
Не так одиозно, но тоже не очень красиво звучит название Скотопрогонная улица (недалеко от метро Волгоградский проспект). Это название сохраняется до сих пор. Другое имя, Стадный переулок, двести лет назад облагородили, назвали Штатным. Теперь же (с 1921 г.) он называется Кропоткинским.
Старая Живодерка
Еще одна приятная улочка, Старая Живодерка (или Старая Живодерная) теперь носит имя красного бомбиста Красина. Вообще-то Живодерку переименовывали трижды. В 1891 году она стала Владимиро-Долгоруковской, в честь генерал-губернатора, в 1925 году – улицей Фридриха Адлера, в честь террориста, застрелившего главу австро-венгерского правительства. После Австрийской революции Адлер вышел на свободу, рассорился с большевиками, и в 1931 году улица получила современное имя.
В старой Москве было несколько Живодерных слобод, Живодерных улиц, Живодерная речка и даже Живодерный кабак.
Неблагозвучные сучья
Платформа Переделкино открылась в 1899 году как разъезд Суково (так – в словаре Рачинского!), по имени деревни Суково в нескольких километрах. В 1907 году платформу – ради благозвучия – переименовали. Деревня же существовала до 1937-1938 годов, когда вместо Сукова начали строить поселок с более оптимистичным названием, Солнцево.
«Болото имени Каменева, бывшее Сукино»
В районе нынешней Дубровки и Южного Речного вокзала находилось Сукино болото, перед революцией – одна из злейших городских свалок. В 1929 году здесь появился овощной совхоз с теплицами. А потом Сукино болото назвали именем Каменева – покаявшегося, прощенного и восстановленного в партии (ну, до поры до времени, вы понимаете). Сталинскому сопернику в борьбе за власть осталось жить еще пять лет, и в справочнике 1931 года появилось название:
«Болото им. Каменева, быв. Сукино»
У Сталина, похоже, было своеобразное чувство юмора.
Черти
О том, как Алексей Михайлович переименовывал Чертольскую в Пречистенку, я уже писал. В 1922 году нечистая сила вернулась: крошечный Царицынский переулок получил, по древней улице, имя Чертольского.
В другом районе, на Таганке, переулок назывался просто Чертовым (на православной Руси…). В начале XIX века Чертов переулок стал Дурным. Как говорит предание, на этом настояли старообрядцы, которых страшила нечистая сила. Когда же в Москве появились товарищи (1919 год), Дурной переулок стал Товарищеским.
И палачи!
Недалеко от Патриаршего пруда есть Большой и Малый Палашевские переулки, названные по церкви Рождества Христова в Палашах. Рядом – две Бронных: будем считать, что в Палашевских переулках жили мастера, мирно ковавшие оружие… Это название явилось поздно (при культурной императрице Екатерины) и было отчеканено затем, чтобы облагородить прошлое. Но в старых документах XVII века написано черным по белому: в Старых Палачах. Наверное, здесь поселились заплечных дел мастера... должны же они где-то жить?
В 1637 году в Старых Палачах случилась первая в Москве дуэль: сержант Петр Фальк заколол другого воина-иностранца. Наградой победителю была тюрьма, тогда-то сержант познакомился с палачами. Его пытали… а потом просто забыли в заточении (царское правительство не понимало, что с дуэлянтом делать), так что Петр Фальк через пять лет тихо скончался в темнице.
В XVII веке не дошедшая до наших дней отводная стрельница (барбакан) Константино-Еленинской башни Кремля звалась Пыточной башней.
Кстати, и имена других башен Кремля бывали не столь благозвучны, как в новое время. Первоначально Благовещенская башня называлась Портомойной, а Угловая Арсенальная – Собакиной…
И алкоголь, куда же без него?
На месте Тургеневской площади был Пьяный переулок (по фамилии купца). Позднее переулок превратился в Водопьяный, в 1955 стал Тургеневским, а в 1972 – приказал долго жить. Но есть в Москве и настоящие «алкогольные» названия улиц – по именам кабаков. Может быть, напишу об этом отдельную статью.
И просто некрасиво
Между Крылатским и МКАД незадолго до Московской Олимпиады еще стояла деревенька с экзотическим названием Черепково – старшая сестра Троице-Лыкова. Теперь на ее месте 3-я Черепковская улица.
Рядом со спорткомплексом «Олимпийский» до сих пор проходит (или проползает) Выползов переулок.
К той же категории я бы отнес многочисленные Мертвые, Тупые и Кривые переулки – все они или переименованы, или исчезли. Кстати, «Кривой переулок» – одно из самых распространенных московских названий: их было 11! Так и вспоминается есенинское:
На московских изогнутых улицах…
ЦНИИМОД и ЦНИИМЭ
Закончим этими двумя чудовищными аббревиатурами (Зеленоград – тоже Москва!). Чтоб вы вдруг не подумали, что современность не дала уродливых имен: их много, и они ужасней, чем у предков. Я понимаю, что и ЦНИИМЭ, и ЦНИИМОД – важные, нужные для страны научно-исследовательские институты. Но называть такими аббревиатурами улицы – это, по-моему, дикость.
Статья написана на материале Полного словаря названий московских улиц Я. З. Рачинского.
Все мои статьи, связанные с московской топонимикой, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Москва, 7 улиц центра: объясняем непонятные названия