Comac C919 - среднемагистральный лайнер, созданный китайским авиационным концерном Comac. Это наиболее совершенный китайский самолёт, прямой конкурент Boeing737max, Airbus A320 Ney и российского МС-21. Работать над проектом китайский концерн Comac начал в 2010 году, когда в разгаре была реализация программы ARJ21 - регионального самолёта.
Честно сказать, ARJ21 нарвался на огромное количество проблем, в том числе конструкционных, поэтому самолёт до сих пор не вышел в крупную серию, хотя на линиях уже и летает. Тем не менее упорные и шустрые ребята из-поднебесной руки опускать не стали, даже наоборот .
В проекте 919 это семейство узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров занимает ту самую нишу, которую в маркетинге принято называть "кровавым океаном", самый большой рынок с самой жёсткой конкуренцией, там уже не Эмбраер и Бомбардиер, там Boeing и Airbus, акулы очень большие и очень зубастые.
Мало того, в эту воду полезет ещё одна рыбина, российский МС-21, который тоже не столь безобиден. Преимуществом 919, как и МС-21, кстати, можно считать то, что большинство систем самолёта будет вполне современным, а двигатели вовсе те же самые, что и у американцев с европейцами.
При этом Boeing 737, впервые взлетевший в 1967 году и А320, впервые взлетевший в 87 году уже самолёты не новые, да, они очень сильно модифицированные, но полностью машину не перепилишь, есть вероятность, что новички будут чуточку, но лучше.
К тому же китаец обещает быть дешевле конкурентов - 68 млн долларов, в среднем на 10 млн дешевле западных машин. К проблемам новичков можно отнести то, что они новички. Самолёт - это непросто крылатая машина, это огромная инфраструктура, обслуживание, финансирование, репутация и т.д, а тут у 737 и 320 преимущество в сто голов, тем не менее китайцы чувствуют себя вполне уверено.
В 2011 году было заключено соглашение с крупнейшем в мире лоукостером, ирландским Ryanair, по кооперации разработки требований к новому лайнеру. В конце того же года облик C919 был утверждён. Общая стоимость программы разработки превышает 8 млрд долларов.
C919 вбирает в себя все самые передовые технологии, имеющиеся в распоряжении КНР и, кроме того, при проектировании китайцы используют огромные компьютерные ресурсы, в том числе знаменитый суперкомпьютер Than Head 2 самый мощный в мире на то время, по крайней мере.
Согласно планам, Comac будет выпускать до 150 лайнеров ежегодно. Общий план всей программы выпустить две тысячи 300 самолётов, что весьма амбициозно.
Правда реальность оказалась жёстче, из-за сдвижек в работах поползли сроки реализации, но 2 ноября 2015 года самолёт прошёл церемонию выкатки, пока что первые авиакомпании ждут первый самолёт в 19 году. Конструкционно C919 вполне классический современный гражданский самолёт. Большинство неспециалистов, скорее всего, не смогут отличить его от сверстника МС-21.
Большая часть конструкции самолёта выполнена из алюминия, доля композитов невелика. Такой консерватизм связан с рисками, у Китая пока немного опыта применения композитов в гражданской авиации.
Если бы они замахнулись, на что-то на уровне технологий Airbus A350, была вероятность, что такой самолёт вообще бы не родился. Авионика на C919 будет преимущественно иностранного производства, хотя со временем степень локализации будет постоянно возрастать, ведь мы знаем, как они могут работать с иностранными технологиями.
Двигатель C919 детище Safran и GeneralElectric, тем не менее Comac не скрывает своих планов по созданию для лайнера в перспективе китайcкого двигателя CJ-1000, но появится он только в 20-х годах, с движками у них пока туговато.
Самолёт будет иметь несколько базовых компоновок салона: двухклассную на 156 пассажиров, одноклассную на 168 и одноклассную уплотнённую, вмещающую до 174 человек. При этом самолёты как положено будут создаваться в двух модификациях с разной максимальной взлётной массой и дальностью полёта. Вообще, при описании самолёта заметно на что делается ставка. Обратите внимание, у самолёта три варианта, два из которых одноклассные, то есть просто плотно и очень плотно.
И кто был главным консультантом Comac из представителей рынка перевозок - Ryanair крупнейший в мире лоукостер. Из всего этого может возникнуть чувство, что ребята из Шанхая делают лайнер именно для лоукостеров, что, признаться довольно умно, учитывая темпы роста этого рынка.
На начало 2017 года по официальным заявлениям Comac имеются заказы на 566 самолётов, большинство из них, естественно, от китайских авиакомпаний и снова же в этой цифре учтены опционы.
Очень любопытно, что из заказчиков светится американская лизинговая компания Jackass, весьма серьёзная контора. Заказ на 10 штук с опционом ещё на 10, негусто, но тем не менее к самолёту присматриваются не только на родине. Думаю этого достаточно, что вам надо знать о конкуренте МС-21.