Найти тему
Диванный эксперт

Резолюции СБ ООН о которых говорит Ильхам Алиев

© AP Photo, Azerbaijani Presidential Press Office via AP
© AP Photo, Azerbaijani Presidential Press Office via AP

Надежды на прекращение горячей фазы нагорнокарабахского конфликта, который, я напомню, начался с боестолкновений между Азербайджаном и непризнанной Республикой Нагорного Карабах, 27-го сентября сего года, не оправдались. Хотя предшествующие события, говорили о том, что, похоже, стороны пришли к соглашению и готовы сесть за стол переговоров.

Так, президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, в своем интервью российскому информационному агентству ТАСС, которое он дал 19 октября, заявил о готовности к мирному урегулированию, приверженности базовым принципам и решениям резолюций Совбеза ООН. А также высказался за сохранение формата Минской группы ОБСЕ под председательством трех стран, основных участниц процесса, России, США, Франции.

Далее, 22-го октября, на заключительной сессии, ежегодного, семнадцатого по счету, дискуссионного клуба «Валдай», президент Российской Федерации Владимир Путин, ясно дал понять, что готов к изменению статус-кво по Нагорному Карабаху.

И на конец, переговоры, начавшиеся 23-го октября, закончившиеся совместным заявлением, 25-го октября 2020 года, главами министерств иностранных дел Азербайджанской Республики и Республики Армении при посредничестве государственного департамента США, установили режим прекращения огня и гуманитарное перемирие. Решение должно было вступить в силу в 08:00 по местному времени 26 октября 2020 года. Перечисленные факторы, а также наблюдающиеся несколько дней назад, смягчение риторики Турции, по данному вопросу, вселяло надежду на возобновление переговорного процесса.

Но намеченное перемирие, сорвалось не успев начаться. Уже третий раз подряд. В чем, враждующие стороны, Армения и Азербайджан, естественно, обвинили друг друга.

Здесь, позволю себе, не большое отступление. Учитывая, что по прошествии месяца боев, вряд ли у кого-то остались сомнение, о том кто первый начал боевые действия. Подготовленность и целеустремленность азербайджанских войск, явно указывает на то, что Карабах 2020 дело рук Азербайджан. Военные действия были тщательно спланированы и организованы. Слова президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, в очередном интервью, данному, теперь, итальянскому телеканалу Rai-1, во многом это подтверждают.

Так, на вопрос итальянского журналиста:

Господин Президент, что на самом деле вызвало начало ваших военных действий в конце сентября? Почему это случилось?

Ильхам Алиев ответил:

Это была череда событий политического и военного характера. Главная цель заключалась в том, что Армения хотела всяческим путем сорвать переговорный процесс. Новое правительство Армении неоднократно заявляло, что для него базовые принципы неприемлемы, что оно не собирается возвращать ни одного сантиметра оккупированных территорий, а это противоречит базовым принципам. Премьер-министр заявлял, что мы должны вести переговоры не с Арменией, а с так называемыми руководителями Нагорного Карабаха, что было неприемлемо и для нас, и для Минской группы ОБСЕ, а также заявлял, что Карабах – это Армения и точка, тем самым полностью подорвав переговорный процесс. В течение последнего года переговоры практически не велись, и для того, чтобы свалить вину на нас, Армения предприняла 3 диверсионные попытки - в июле на границе, в августе, заслав диверсионную группу, и в сентябре, обстреляв наши мирные города. Они, наверное, думали, что и в этот раз мы будем проявлять сдержанность, но этого не произошло. Мы им ответили так, что они об этом сейчас жалеют.

Принимая во внимание слова самого Алиева о «бедной Армении», которая объективно просто бы не потянула войну. А также учитывая, тот факт, что Армению вполне, устраивало существующие положение дел в Нагорном Карабахе, вывод напрашивается сам. Последние слова Ильхама Алиева, о якобы имевших место нападениях армянской стороны, надо расценивать, даже не как элемент информационной борьбы, а лишь как снисходительную формальность в угоду международному праву. Вряд ли кто принимает эти слова, азербайджанского лидера, на веру.

Поэтому, с большой долей вероятности, можно предположить, что и объявленное, третье по счету перемирие, было сорвано именно азербайджанской стороной. Это, тем более очевидно, на фоне военных потерь Армении.

Возвращаясь, к уже упомянутому интервью, итальянскому телеканалу Rai-1, необходимо отметить усиление критики президента Азербайджана в адрес Минской группы ОБСЕ. Это происходит каждый раз, когда Турция заявляет о расширении своих прав и выказывает желании занять более существенную роль в политическом урегулировании карабахского конфликта. Что стало причиной ужесточения риторики Анкары на этот раз сказать трудно. Возможно неудовлетворённость уступками с российской стороны, может заметное ухудшение отношений с Францией, которая, как уже говорилось, является полноправным сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Как бы там ни было, анализ этого заслуживает отдельной статьи.

Далее, вернусь к заявлениям азербайджанского президента. Ильхам Алиев, во всех своих официальных выступлениях, делает упор на соблюдение базовых принципов, которые по словам, самого азербайджанского лидера «в принципе основываются на 4 резолюциях Совета Безопасности ООН». Рассмотрев внимательно сами резолюции, осмелюсь обвинить президента Азербайджана в лукавстве и однобоком изложении предложенных документов.

По карабахскому конфликту есть четыре резолюции СБ ООН (822, 853, 874 и 884). Все они приняты в самый разгар войны в Карабахе, с 30 апреля по 12 ноября 1993 г. То есть почти тридцать лет назад. По сути своей, а в то время ООН играла заметную роль в международной жизни, резолюции Совета Безопасности относятся к числу определяющих документов. Все государства-члены ООН, разумеется, должны быть ориентированы на их выполнение. Это, если хотите, можно назвать базовым принципом функционирования СБ ООН. Резолюции СБ ООН, как правило, за редким исключением, составлялись на компромиссной сбалансированной основе. Поэтому кому как ни уважаемому Ильхам Гейдар оглы Алиев, учившемуся и преподававшему в МГИМО не знать, что выборочный подход к ним неприемлем. Нельзя выполнять или требовать выполнения только тех положений резолюций, которые соответствуют собственным интересам и игнорировать интересы другой стороны.

В предшествующем переговорном процессе, несостоятельность которого Алиев в очередной раз возложил на Армению и Минскую группу ОБСЕ, стороны часто ссылались на отдельные положения резолюций. На протяжении всего времени, стороны конфликта, акцентировали внимание и нажимали лишь на те условия резолюций, которые были выгодны им, всячески избегая выполнения собственных обязательств.

Примечательно, что с 1993 года СБ ООН не принял больше ни одной резолюции по Нагорному Карабаху. Учитывая, что ни одна из них не была выполнена в то время, это было сделано, видимо, чтобы и далее не подрывать авторитет Совета Безопасности. Так, и на этот раз, Совбез ограничился лишь заявлением, которое озвучил 29 сентября председатель СБ ООН, постпред Нигера Абду Абарри. Совет призвал Ереван и Баку незамедлительно прекратить огонь и начать переговоры без предварительных условий. Как известно, «а воз и ныне там».

А между тем, основным требованием, проходящим красной нитью через все четыре резолюции, было «немедленное прекращение всех военных действий и враждебных актов». Да, в каждой резолюции подтверждалось «уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств в регионе». Но наряду с этим выдвигались условия «восстановить экономические, транспортные и энергетические связи в регионе» (853); «устранение всех препятствий для коммуникаций и транспорта» (874).

Сводя, по сути, требования резолюций к освобождению оккупированных территорий, Азербайджан игнорировал устранение главной спорной проблемы, послужившей причиной конфликта – определение статуса Нагорного Карабаха. Продолжает это делать и сейчас.

Далее приведу слова Казимирова Владимира Николаевича – посла, в 1992-96 гг. главу посреднической миссии России, полномочного представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху, участника и сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России:

Как итог рассмотрения проблемы выполнения карабахских резолюций СБ ООН по сторонам конфликта, надо прямо сказать:
- АЗЕРБАЙДЖАН с самого начала, ещё в 1993-94 гг. на протяжении года, упорно не выполнял самое основное требование всех 4 резолюций – прекращение огня, военных действий и враждебных актов, не желал прекращать боевые действия, продолжал ставку на силовое решение конфликта. Всё это негативно повлияло и на выполнение других требований, в том числе другими сторонами. Не хочет выполнять он эти резолюции и сейчас в части прекращения враждебных актов, восстановления экономических, транспортных и энергетических связей в регионе, прямых контактов с Нагорным Карабахом, созыва Минской конференции ОБСЕ. Иначе говоря, фактически Азербайджан не выполнил и не выполняет ни одного требования или призыва 4 резолюций СБ ООН. Никак не вписываются в их выполнение и требования Баку к Анкаре сохранять блокаду Армении, и нынешнее бряцание оружием, регулярные призывы официальных лиц Азербайджана решить конфликт заново силой.
- АРМЕНИЯ и НАГОРНЫЙ КАРАБАХ продолжают не выполнять требования вывода оккупирующих сил из районов Азербайджана за пределами НК под предлогом необходимости «пакетного», всеобъемлющего урегулирования.
- АРМЕНИЯ мало выполняла призыв оказывать сдерживающее влияние на НК, а сейчас ошибочно подменяет его в переговорном процессе, что опять же, но по иному искажает реальную конфигурацию конфликта.
Невозможно считать резолюции СБ ООН по Карабаху выполненными, а позиции сторон в конфликте адекватными им. Показательно, что СБ ООН не стал больше принимать резолюций по этому конфликту, ибо их невыполнение сторонами подрывает его авторитет.

Так что, приверженность Ильхама Алиева резолюциям СБ ООН, конечно похвальна, но избирательный подход к их исполнению, подрывает саму идею международной безопасности. При этом, военные действия недопустимы.

Напомню, что основным требованием всех 4-х резолюций было прекращение огня и организация переговорного процесса.

Из чего можно сделать вывод, что заверения Алиева лишь информационный фон и попытка манипуляции мнением международного сообщества.

Азербайджан, вообще очень ловко подошел к информационному сопровождению своей военной кампании. Чуть ли ни ежедневные заявления лидера республики, фото и видео с зоны боевых действий, типа не диванные эксперты, освещающие победы азербайджанской армии в контексте однобоко представленной исторической предпосылки конфликта. Информационное оружие XXI века, соцсети наводненные постами и публикациями о великодушие азербайджанцев и вероломстве армян. Даже в Дзене, я насчитал, как минимум 3 канала, «объективно», по-азербайджански, освещающих современный конфликт в Карабахе.

Что лишний раз, косвенно подтверждает, предположения о начале конфликта. Тщательно спланированы были не только боевые действия, но и их информационное сопровождение.

Вот только читая посты в «телеге», комментарии к публикациям в соцсетях или роликам в YouTube. Да хоть к своим статьям. Поражаюсь сколько ненависти и презрения в них сквозит. Сколько кровожадной бравады, сколько уверенности в своей правоте. И абсолютная неприемлемость и нетерпимость к другой стороне.

Поэтому, боюсь, видение будущего Карабахского региона, со слов того же Алиева, как мирного процветающего края, где спокойно уживаются азербайджанцы и армяне, может оказаться под большим вопросом. Запущенные процессы этнической ненависти плохо работают в обратную сторону. Хорошо бы, чтобы я ошибался.

А между тем, на 22 октября, потери убитыми с обеих сторон, озвученные президентом Владимиром Путиным, составили почти 5 000 человек. Этой информации, я лично, верю больше чем официальным Баку и Еревану. Прибавить к этому еще 20 000 погибших в период с 1988 по 1994 гг, невеселая выходит математика.