Огромная протяжённость границ требовала от военных конструкторов СССР постоянного совершенствования боевой авиации.
С 1981 года была запущена программа по разработке современного истребителя, с расчётом его появления в 90-е годы. После некоторой борьбы КБ решили не модернизировать Су-27, а создавать совершенно новую машину.
Создание новейшего истребителя
Был создан новый самолёт с отличной аэродинамикой, великолепной подъёмной силой, прекрасной центровкой, хорошей управляемостью при взлёте и посадке. На нём значительно была уменьшена вероятность ухода в «глухой» штопор.
Но нужно было решить несколько сложнейших конструктивных задач. Крыло при определённых скоростях могло скручиваться. Если его жёсткость повышали до максимальных значений, резко возрастал вес самолёта. Также особая конфигурация приводила к увеличению коэффициента лобового сопротивления, сильно смещался аэродинамический фокус, и ручное пилотирование становилось практически невозможным.
Конструкторы решили делать крыло с максимальным использованием углепластика. Дополнительно выяснилось, что все выпускаемые в СССР авиационные двигатели не дают нужной тяги. Проект временно отложили и хотели свернуть из-за нараставших экономических проблем. Но вмешались представители ВМФ. С 1983 года разработка повернула в направлении создания палубного истребителя.
Первые сведения о разработках «просочились» в западные авиационные журналы в 1994-1995 годах. ОКБ отрицали сам факт существования такого летательного аппарата. До той поры, когда в печати не опубликовали фотографию с заседания руководства ВВС РФ. В кадр попали 2 модели самолётов, одна из которых и произвела фурор.
Проект машины с обратной стреловидностью крыла и «заваленными» внутрь килями привлёк внимание в России и за рубежом. Первый прототип поднялся в небо Подмосковья в конце сентября 1997 года.
Особенности конструкции и характеристики
Конструкторы создали уникальную технологию длинномерных деталей из сложных композитных материалов и научились точно их стыковать. Стало меньше болтовых и заклёпочных соединений, что благоприятно сказалось на жёсткости конструкции и всей аэродинамике. Для упрощения создания часть деталей взяли с серийных машин. При взлётной массе 25,5 тонн скорость у земли составляла 1,5 тысячи км/ч, на высоте – 2,2. Максимальная высота подъёма 18 км, дальность полёта – 3,3 тысячи км. Была возможность получать данные с военных спутников. Присутствовало катапультное кресло. Поскольку самолёт был исключительно экспериментальным, вооружения на нём не было (или сведения очень хорошо засекретили).
Почему закрыли перспективный проект?
Испытания прототипа закончились в середине 2000-х. Проект был закрыт, как изначально экспериментальный. На нём накапливались и удачно «обкатывались» бесценные технические идеи. Все они были засекречены. Несмотря на закрытие проекта, модель Су-47 «Беркут» и сегодня вызывает жаркие споры. Одни специалисты говорят, что неподъёмная стоимость материалов и технологий делают их серийное производство нереальным. Другие заявляют, что это будущее всей мировой авиации.
Последний советский истребитель стал успешным проектом, значительно продвинувшим авиацию нашей страны вперёд. Остаётся надеяться, что с удешевлением процесса производства ряда полимеров мы снова увидим в полёте этот грациозный самолёт с обликом хищной птицы.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал