Найти в Дзене
Математика до школы

Дни недели: необычное наглядное объяснение

Важным навыком перед школой является умение не просто знать дни недели, но и определять какой день был вчера, и какой день настанет завтра. Но, порой, даже заучив последовательность дней недели, ребенок все еще не понимает сути происходящего. И это не удивительно, ведь чтобы ребенок почувствовал, что представляет из себя неделя ему нужна наглядность. Иногда взрослым кажется, что этой наглядностью может служить календарь, обычный или отрывной. Но в нем ребенку разобраться еще сложнее, ведь календарь содержит кучу дополнительной информации: год, месяц, а в месяце много недель.

Порой, даже заучив последовательность дней недели, ребенок все еще не понимает сути происходящего.
Порой, даже заучив последовательность дней недели, ребенок все еще не понимает сути происходящего.

Поэтому, я хочу вам предложить интересное наглядное решение, которое вполне подойдет даже детям, которые еще не читают. Для этого нам понадобятся ножницы и цветной картон. Из него мы будем вырезать детали горки. Итак, каждая ступень горки – это один рабочий день, поэтому нам необходимо вырезать 5 ступеней. Далее идут – место, на котором стоят, пред тем как катиться и сам скат – это выходные дни. Горка готова!

Горка - дни недели
Горка - дни недели

Теперь приступим к объяснению. Первая ступенька – «понедельник», мы живем по неделям, поэтому такое название; вторая ступенька – «вторник», второй день; третья ступенька находится в середине рабочих дней, поэтому ее назвали «среда», четвертая ступенька – «четверг», четвертый день недели; пятая ступенька – «пятница», пятый и последний рабочий день недели. Мы поднялись на горку – это день «суббота», а скатились с горки – «воскресенье», последний день недели. После этого объяснения, мы договариваемся с ребенком «следить» за нашей неделей, и каждый прошедший день – переворачивать. Таким образом, дойдя до «воскресения», со следующего дня (с понедельника) мы выстраиваем новую неделю (переворачиваем детали горки снова цветной стороной).

Сегодня вторник, поэтому понедельник перевернут - он уже прошел
Сегодня вторник, поэтому понедельник перевернут - он уже прошел

Прошли понедельник и вторник, настала среда
Прошли понедельник и вторник, настала среда
Все рабочие дни перевернуты, значит настала суббота, видно, что неделя идет к концу
Все рабочие дни перевернуты, значит настала суббота, видно, что неделя идет к концу
Воскресение - последний день недели. Завтра начнем все заново!
Воскресение - последний день недели. Завтра начнем все заново!

Дополнительная работа

1. Используем эмоционально-событийное запоминание.

Очень полезно постоянно фиксировать внимание ребенка, на том, что, например, «когда начнется неделя, ты пойдешь в садик, а я на работу», «по вторникам мы ходим на танцы», «в воскресение пойдем в цирк» и так далее – все это безусловно способствует постепенному осознанию смысла понятия «неделя».

2. Играем в игры, которые помогают ориентироваться в последовательности дней недели.

В этом случае наглядность тоже не будет лишней. Для игры нам понадобятся 7 игрушек. Каждая игрушка будет обозначать свой день недели, для этого игрушки необходимо "построить" в ряд, причем следует отделить для наглядности игрушки, которые обозначают рабочие дни от игрушек, которые обозначают выходные дни, то есть сделать между ними небольшую дистанцию. Взрослый диктует задание, ребенок выдвигает нужную игрушку и называет день недели. Например, «покажи и назови первый день недели» - понедельник, «середина рабочих дней» - среда, «день недели, который находится между средой и пятницей» - четверг, «какой день недели идет перед воскресением» - суббота, и так далее.

Рассаживаем игрушки и начинаем играть. Фото автора
Рассаживаем игрушки и начинаем играть. Фото автора

Еще интереснее игра будет проходить, если вместо игрушек вы задействуете детей. В этом случае, каждый ребенок будет обозначать свой день недели, и сам отвечать на вопросы взрослого.

Конечно, можно и просто взять мячик, кидать ребенку, задавая аналогичные вопросы, но такая игра будет полезной лишь на закрепительном этапе, когда ребенок уже хорошо понимает структуру недели.

А в заключении хочу предложить свой авторский стишок для запоминания последовательностей дней недели, который вам может пригодиться на самом первом этапе знакомства с понятием «неделя». К тому же он может служить и веселой физкультминуткой между занятиями, так как выполняется с движениями.

ЧЕРЕПАШОНОК

Жил один Черепашонок,

Очень медленный ребенок (стоя «спит», сложив руки под щекой).

В понедельник он проснулся (трет глаза),

А во вторник потянулся (тянется),

В среду тапочки надел («надевает тапочки»),

А в четверг обед свой съел («ест»),

В пятницу пошел гулять (марширует),

А в субботу сел читать (чуть присесть, «держа книгу»),

В воскресение устал (наклон вперед с опущенными руками),

И неделю всю проспал («спит», сложив руки под щекой).

Итог. Чтобы ребенок мог легко ориентироваться в днях недели, нужно ему помочь понять, что такое неделя на наглядной основе. Желаю успехов!