Все разновидности сказки «Красавица и чудовище» или, если угодно «Аленький цветочек», или, если вам ближе – книги супругов Голон про Анжелику и Жоффрея де Пейрака возникли совсем не на пустом месте. Во всех этих историях, как вы помните, молодая и красивая девушка выходит замуж за старого, изборожденного морщинами, а то и шрамами мужчину. Но потом оказывается, что внутри за суровой и не самой привлекательной внешностью прячется все сторонне одаренный, обаятельный, опытный и умелый человек, который много чего в жизни видел и много чего умеет.
Само собой, такие истории были не только в сказках книгах. Должны же те, кто все это придумал, чем-то вдохновляться! Одной из таких вдохновляющих историй была жизнь двух прекрасных личностей эпохи бурной итальянской жизни XV века: Федерико да Монтефельтро и его второй жены Баттисты Сфорца.
Федерико был кондотьером. Его жизнью и работой была война и турниры. И он, наверное, делал ее хорошо, раз прожил так долго и в общем-то успешно. Правда, за эту успешную жизнь с ним бывало всякое. Например, он потерял правый глаз на турнире. Получилась история примерно как с французским королем Генрихом II – копье сломалось, осколок влетел в прорезь шлема и попал точно в глаз. Федерико в отличие от Генриха прожил еще долго, но с одним глазом. Поэтому рисовали его в профиль.
Заодно, когда оправился от этой травмы, он и еще доработал свою внешность – приказал своему лекарю удалить часть переносицы, чтобы она не мешала оставшемуся целым глазу видеть как можно больше вокруг. Поэтому на портретах он и выглядит так странно. Напомню, что операции тогда делали, так сказать, на живую. Понимаете, что если человек мог не жалеть себя, других он не жалел тем более.
Но Федерико остался нам известен не только как удачливый военный. Он у нас еще и покровитель искусств. Ну как покровитель… Он регулярно обеспечивал работой художников, архитекторов и так далее. Вот и Пьеро делла Франческу он обеспечил поводом для творчества – знаменитым диптихом, на котором изображен сам Федерико да Монтефельтро и его жена. Баттиста Сфорца.
Она была моложе своего жениха на 24 года. Когда Федерико женился на Баттисте ему было 37 лет, ей – 13. Ничего удивительного для тех времен и много позже. Так тогда было принято. Брак был договорной – два знатных рода решили породниться между собой.
Но в этом браке, заключенном по расчету и государственной необходимости, нашлось место и для большой любви. Про да Монтефельтро и его жену говорили, что это «две души в одном теле».
Баттисте было отмерено не слишком много семейного счастья. Она отправилась на небеса в 26 лет, через три месяца после очередных, шестых по счету родов, от которых она, родив долгожданного сына (до этого было пять дочерей), так и не оправилась.
Федерико был безутешен. Его
«очарование в моей общественной и личной жизни»,
как он сам писал о своей жене, покинула этот суровый мир.
Вот тогда он и заказал этот диптих Пьеро делла Франческа. Теперь он хранится в галерее Уффици. Интересно, что обычно все говорят только о портретах, расположенных на основной части диптиха. А у него есть еще и обратная сторона, на которой Федериго и Баттиста едут навстречу друг другу на триумфальных колесницах: в его колеснице запряжена пара белых коней, в ее – два единорога. И сопровождают Баттисту Вера, Надежда и Любовь.
И надписи.
Слева:
Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,
равного высоким князьям, прославляет достойно
вечная слава как держащего добродетелей скипетр
И справа:
Та, которая в счастье придерживалась правил
великого супруга, на устах всех людей,
украшенная славой подвигов
Впечатляет. На самом деле памятник большой любви. Красавице от ее мужа, который внешне был весьма выразителен.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.