Многие руководители знают о таком инструменте, как проективные вопросы. Его суть заключается в том, что в отличие от прямого вопроса, который о самом человеке (типа "Что вас мотивирует" или "Что вы хотите от работы"), проективный вопрос задаётся о ком-то другом.
Смысл такого вопроса прост:
Прямые вопросы слишком легко распознать, поэтому на них даются чаще всего очень социально желаемые ответы (не как на самом деле, а как нужно, чтобы понравиться задающему эти вопросы).
Проективные вопросы, несмотря на тот же смысл, выглядят более безопасно (они же не про меня, а про каких-то людей), отвечая на них, можно и порассуждать. Вот только ответ будет всё равно про человека, а не про кого-то ещё.
Делюсь списком проективных вопросов, которые можно применять на собеседовании, чтобы оценить мотивы и ценности соискателя:
- Что стимулирует людей работать наиболее эффективно?
- Что нравится людям в работе?
- Почему человек выбирает ту или иную профессию?
- Что может побудить человека уволиться?
- Зачем люди стремятся сделать карьеру?
- Сотрудник отработал в компании испытательный срок, он полностью устраивает руководство, но при этом подает заявление об уходе. Предположите, с чем это может быть связано?
- Руководитель в отпуске или в длительной командировке, а люди в его отсутствие работают как обычно. С чем, вы считаете, это может быть связано?
- Что должна компания/руководство своим сотрудникам?
- За что следует уволить сотрудника сразу?
- Какой коллектив работает наиболее продуктивно? Какой коллектив является наиболее комфортным для людей?
- Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности?
- Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни?
- Каким должен быть хороший сотрудник?
- Каким должен быть идеальный руководитель?
- Какие качества характера являются наиболее значимыми для успешного общения с людьми?
- В каких ситуациях оправдана ложь?
- Как вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?
- Почему при одних и тех же уровнях дохода в одних компаниях люди воруют, а в других нет?
- Опишите самый типичный конфликт в коллективе. В чем его причина?
- Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?
- Какой клиент является наиболее проблемным для компании?
Конечно, вы можете задавать и любые другие вопросы, которые затрагивают значимые ситуации, ситуации выбора, принципы работы, отношений в коллективе и отдыха, главное - вместо "вы", "вам", "для вас" их фокус должен быть смещён на третьих лиц.