На прошлой неделе мы остановились на том, что в 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту Президиум Ленгорсовета постановил убрать памятник, как «не представляющий исторической ценности».
Поэтому к 20-летию Октябрьской революции памятник демонтировали, разобрали на части и отправили на склад для дальнейшей переплавки. Но руководство Русского музея обратилось в Ленгорсовет с просьбой сохранить произведение Трубецкого, ценное «как в художественном, так и в историческом отношении». Несмотря на то, что это противоречило недавнему заключению самого Ленгорсовета, просьба была удовлетворена, и в феврале 1939 г. статую заколотили в ящик и перевезли в Русский музей, где она еще 14 лет находилась в Михайловском саду. Благодаря этой просьбе памятник дожил до наших времен.
С началом Великой отечественной войны статую собирались укрыть в котловане. Специально для нее вырытом в Михайловском саду, но опустить туда многотонную скульптуру оказалось не под силу. Ведрами и мешками носили сотрудники музея песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть накатом из бревен. Все это сооружение утрамбовали землей, а образовавшийся холм засеяли овсом. Укрытие оказалось настолько надежным, что прямое попадание в насыпь фугасной бомбы 17 октября 1941 г. не повредило скульптуру.
После Великой Отечественной войны городские власти вновь обратились к памятнику. В 1950-е годы было решено установить памятник на его же гранитном постаменте, но несколько урезанном, во внутреннем дворе Русского музея.
Остались сведения о том, что «при установке памятника Александру III Трубецкого на новом месте уменьшить подиум скульптуры, исключив из него три камня. Освобожденные камни могут быть использованы на сооружение бюстов героев СССР [в Парке Победы] и памятника Римскому-Корсакову». Это решение выполнено не было, но саму статую в 1953 г. все-таки переместили во внутренний двор музея.
Похожие статьи:
Фонарные столбы-путешественники
Львы, которые путешествовали больше Александра III
Колокола-гиганты. Есть ли конкуренты у Царь-колокола?