Мы уже рассказывали в предыдущей публикации о попытках советского руководства построить (купить) в США для советского флота боевые корабли, ну или как минимум - хотя бы технический проект для его постройки на советских заводах. Предыдущая статья была посвящена "общению" советских специалистов с американскими "партнерами" по вопросам проектирования линейного корабля, которое так и не закончилось результатом. Но было и еще одно направление, по которой требовалась американская помощь - проектирование (постройка) эскадренного миноносца.
Итак, еще в марте 1937 г. в Нью-Йорк с задачей размещения заказа на проект линейного корабля прибыла комиссия Наркомата обороной промышленности СССР, которую возглавлял гл. инженер ЦКБ-17 В.Л.Бжезинский. По итогам работы комиссии, после неудачной попытки работать с неким некоего С.Карпом, президентом американской фирмы Carp Export & Import Corporation (личность довольно "темная" в мировой истории) советские специалисты "вышли" на У.Гиббса (William Fransis Gibbs), главу нью-йоркской судостроительной проектной конторы Gibbs & Сох, который и вызвался помочь и с линкорами и с эсминцами. Эпопею с получением проекта линкора мы рассмотрели ранее, поэтому остановимся на проектах ЭМ, которые советские представители хотели получить в США.
Фирма Gibbs & Сох, занимаясь проектированием коммерческих судов, в то время еще не могла похвастаться ни одним боевым кораблем, построенным по ос проекту. Тем не менее, она имела солидную репутацию и Морском Министерстве США. После того, как были улажены необходимые формальности и советское руководство убедилось в компетентности фирмы, с У.Гиббсом было достигнуто предварительное соглашение об оказании (за соответствующее вознаграждение) «проектных услуг». На переговорах представителями фирмы было высказана целесообразность заказа фирме Gibbs & Сох «двух миноносцев с универсальной артиллерией. Это происходило в декабре 1938 г, но только в феврале Н.Г.Кузнецов подготовил и представил председателю СНК В.М.Молотову проект ТТЗ на линейный корабль и ЭМ, для комиссии по размещению заказа на проектирование и постройку кораблей в САСШ.
Интересно, что задание на эсминцы было ориентировано на существующий и самый последний (по мнению американских специалистов) тип американских миноносцев - «Портер», хотя по сути это был лидер эсминцев. Причем, советское руководство планировало получить эсминец с вооружением, системами управления огнем и другим оборудованием.
Тактико-техническое задание на эсминец, подготовленное Главным штабом ВМФ: вооружение - восемь 5-дюймовых орудий в четырех двухорудийных башнях (универсальные), с боезапасом 200 выстрелов на ствол; восемь 25-40 мм автоматов (1500-2000 выстр./ствол); 2 счетверенных ТА (для советских торпед). Скорость полного хода - 39-40 узлов, дальность плавания - 6000 (18-узловым ходом) миль и 450 (полным ходом) миль. Экипаж - 200 человек. Водоизмещение (стандартное — авт.) - около 1800 т .
Представленные ТТЗ были одобрены и вскоре была утверждена новая рабочая группа для ведения переговоров по заключению договора с фирмой Гибс на проектирование линейного корабля и ЭМ, постройку двух ЭМ, а также покупку старых боевых кораблей под председательством заместителя наркома ВМФ флагмана 1 ранга И.С.Исакова. 19 февраля рабочая группа с во главе с флагманом 1 ранга И.С.Исаковым отправилась в путь и 3 марта они прибыли в Нью-Йорк.
По приезду советской делегации пришлось столкнуться как с американским практицизмом, так и с довольно скептическим отношениям к членам комиссии, которых американцы считали "неделовыми людьми"; "людьми, которые сами не знают, что нужно" и т.п. Это было следствием общения с предыдущими комиссиями из различных советских наркоматов, которые тоже работали в США и отметились неопреативностью в работе и бюрократизмом.
Надо отметить, что уведенное советскими специалистами на американских верфях произвело большое впечатление, особенно на И.С.Исакова, как говорится, «миноносника» со стажем (еще во время Первой мировой войны), который свежим взглядом подметил многие интереснейшие особенности в практике американского кораблестроения и флота, достойные для тиражирования и внедрения в советском флоте.
Исаков обратил внимание, что американские верфи спускают миноносцы и лидера законченными на 100% и окончательно покрашенными, так что через неделю корабль мог выходить на испытания. Это при том, что в Советском союзе (да и не только) период достройки корабля на плаву мог быть довольно длительным. Второй особенностью было то, что американские ЭМ не имели второго дна, это позволяло облегчить корпус и повысить остойчивость, в то же время это требовало наличия специальных цистерн для топлива, в то время как советские эсминцы хранили в междудонном пространстве. При этом плавучесть американского эсминца обеспечивалась при затоплении 3,5 -смежных (наибольших) отсеков.
Любопытно также было узнать что в американском флоте отказались такой процедуры, как чистка и щелочение котлов за счет использования воды высокого качества (дистиллята) и применение специальной жидкости. Ради экономии на американских кораблях дублирование приборов было сведено до минимума: один машинный телеграф, один рулевой привод, причем это основывалось не на вероятности боевого повреждения, а на отсутствии отказов данных устройств конкретного производителя. Исакову удалось изучить и вопросы касаемые движения корабля: американцы поделились своим решением проблемы эрозии винтов - для борьбы с эрозии необходимо было обеспечить высокое качество обработки винта. Были у американских и другие "секреты": в кормовой части отсутствовали «штаны», дейдвудная мортира спрятана в корпусе (вал выходит прямо из корпуса, не имеющего никакой дополнительной кривизны в районе выхода вала), носовое образование имело, все миноносцы и лидера имели большие боковые кили. И все это при высокой мореходности и сильным вооружении.
Как мы уже отметили 3 марта советская делегация прибыла в Нью-Йорк, а уже 6 марта советские специалисты ознакомились с предложенными фирмой Гиббса «эскизами» трех ЭМ: водоизмещением 900 т, 1580 т (3 варианта) и 2400 т (2 варианта). После обсуждения было решено выдать задание на проекты ЭМ большего водоизмещения, что и было сделано 10 и 11 марта (за работу Гиббс запросил 54.000 долларов).
Вскоре У.Гибс сообщил, что предварительный расчет показал неизбежное увеличение стандартного водоизмещения «малого» ЭМ с 1700 до 1820-1900 т (в 2 вариантах), а запрошенная нами 45-узловая скорость ЭМ в 2.400 т не может быть обеспечена, можно гарантировать лишь 40-41 узел. Все это было принято к сведению. Рассмотрение первых проектных материалов по ЭМ в 2400 т состоялось 15 апреля. После получения из Конгресса официальных материалов по стоимости постройки боевых кораблей (29 марта) комиссия смогла рассмотреть 1-й вариант договора на постройку ЭМ с фирмой Bath Iron Works Corp., с президентом и управляющим г. Ньюэллом Исаков познакомился чуть ранее. И.С.Исаков получил официальное приглашение на спуск ЭМ «Sims», который был запланирован на 7 апреля. На спуске ЭМ, который состоялся в 16.10 8 апреля, И.С.Исаков познакомился с Гл.корабельным инженером Морского министерства адмиралом Бовеном.
Мы уже говорили про отношение американцев к советской делегации, надо признать, что и советские специалисты также скептически относились к своим партнерам, иначе чем можно объяснить тот факт, что параллельно с попытками заказать у американцев корабли, обсуждался вариант покупки боевых кораблей у латиноамериканских стран. Не думаю что это был лучший выход.
Спустя неделю руководитель комиссии предложив фирме Bath Iron Works Corp. взять на себя не только постройку, но и проектирование ЭМ, при это президент компании Ньюэлл согласился на вариант нанять Gibbs & Сох в качестве проектанта. Но У.Гиббс отказался работать на основании предложенного ему договора и предложил И.С.Исакову свой вариант сотрудничества: создать за счет СССР информационно-конструкторское бюро для получения иностранного вооружения. Но реализация такого предложения требовала значительных расходов на содержание бюро, практичный У.Гиббс предусмотрительно включил в смету все расходы - вплоть до приобретения пишущих машинок, видимо преследуя чисто свои цели. Параллельно члены комиссии старались решить вопрос: заказывать ли корабли с отечественным вооружением, если не будет дано правительственное разрешение на американское, или строить с вооружением, закупленным у др. стран, или заказывать проект корабля и МКУ с тем, чтобы строить в СССР, или же заказать только МКУ, а проектировать и строить ЭМ в Союзе. Как видим, еще до конца не было ясна общая и максимальная цель работы группы. Пользуясь случаем члены комиссии посетили американские корабли: ЛК «Нью-Йорк», легкий КР «Саванна», ЭМ DD-298 "Персиваль", лидер «Juett», АВ «Рейнджер», а через неделю - посетили пришедшие в Нью-Йорк английские корабли: KPT «Бервик» и «Эксетер», КРЛ «Саутгемптон» и «Глазго».
Тем временем У.Гиббс провел переговоры с фирмами - изготовителями механизмов. К середине июня выяснилось, что фирма Westinghouse вежливо отказалась принять заказ на поставку КТУ ЭМ типа «Benham» (2x25000 л.с.), a Foster-Wheeler дала принципиальное согласие на поставку котлов при наличии разрешения Морского министерства. У.Гиббс попросил комиссию воздержаться от посещения его конторы до получения официального разрешения Морского министерства, вот такое проявление свободы предпринимательства в Америке, ))). Одлнако вскоре все изменилось в лучшую сторону.
31 мая консультант Gibbs&Сох С.Джойс сообщил членам комиссии, что в Морском министерстве разъяснили, что им разрешено проектировать для СССР «ЭМ типа «Мэхэн», но копировать оный не разрешается. Чертежи упомянутого корабля Гиббс показать отказался.
Двумя днями позже в конторе Гиббса состоялось рассмотрение «эскиза» 1800-тонного ЭМ, но расчет нагрузки показан не был. По словам У.Гиббса ему "разрешается для проектирования использовать материалы флота до 1933 г., с вооружением 4 дюйма - - неуниверсальными, все более новое должно Гиббсом проектироватъся заново». Как видим, американское правительство ограничило возможности советского заказа, фактически доведя их до явной нецелесообразности, так как такой эсминец был бы уже изначально устаревшим, а 4-дюймовые неуниверсальные пушки (причем хуже чем на на русских "Новиках") во всех флотах заменялись на 120-138-мм орудия. Тем самым надежды на взаимовыгодное сотрудничество с США начали разрушаться.
В тоже время И.С.Исаков, предусмотрительно понимал, что резко рвать связи с "американцами" нельзя, так как общение советских специалистов с иностранными инженерами, изучение опыта военного кораблестроения было важным для советского флота. Деятельность комиссии расширили за счет задач по приобретению котлов и машин для миноносцев, попыток разместить заказы на вспомогательные суда и оборудование, в том числе для их изучения. По проектам ЭМ было решено сделать предложение Гиббсу чтобы он подготовил сделать аванпроект миноносца, так как материалы по проектированию были очень важны. Главная цель - получить еще больше материалов по проектированию и американской технике, особенно по котлам и машинам. Также было решено форсировать переговоры с фирмами «Вестингхауз», «Дж. Электрик», «Бабкок & Вилкокс» для размещением заказа одного комплекта (двух турбин и котлов для ЭМ) - важно было получить хоть что то от американцев и вывезли в Союз для изучения и тиражирования. Но это было не просто.
Так, представитель фирмы «Вестингхауз» г. Нокс, осведомленный о работах Гиббса, заявил, что, побывав в Морском министерстве и получив отказ в выдаче разрешения на изготовление самой современной МКУ, он считает возможным принять заказ на менее «прогрессивную» установку при условии, что сам ЭМ будет строиться не в США, а в СССР.
Наконец, 20 июня У.Гиббс получил визу Морского министерства на своих эскизах 1800-тонного ЭМ и 2400-тонного лидера. Разрешение на проектирование кораблей для Советскго было получено, но это разрешение на постройку не является полной гарантией того, что СССР получит все, что желает получить, так в итоге и получилось. По словам У.Гиббса: «обстановка резко изменилась в нашу пользу»: вполне возможно, что все советские требования по механической части - включая электроэнергетическую систему корабля на переменном токе - будут удовлетворены. 1 июля стало известно, что в результате переговоров советского посла с президентом США Ф.Рузвельтом, правительство США разрешает У.Гиббсу учесть в проекте, а американским фирмам-субподрядчикам применить в МКУ для ЭМ: «повышенные параметры пара, устройство турбины заднего хода с двумя отдельными колесами, установку циркуляционных насосов, закрытое дутье». Запрещается продавать вооружение и применять в энергетике ЭМ «регулирование температуры перегретого пара, переменный ток». Чуть позже, как пояснил У.Гиббс, Морское министерство удовлетворило и такие требования, как применение в ЭЭСК переменного тока, а также разрешило продажу 5-трубных ТА.
Интересно, что от внимания У.Гиббса не укрылось, то что советская делегация независимо от него ведет переговоры с фирмами - изготовителями турбин и котлов и намеревается приобрести лишь КТУ для «своего» ЭМ. Вполне естественно, что У.Гиббс желал очень хорошо заработать на советском заказе, и был в значительно большей степени заинтересован в заказе «живого» корабля американской фирме. Американца успокоили, сказав, что это - две совершенно разные и не связанные друг с другом задачи комиссии. В подтверждение этих слов У.Гиббс получил официальное сообщение о намерении заказать в США два ЭМ водоизмещением 1800 т, в тоже время Гиббс проявлял явную заинтересованность в продолжении работ над "лидером" (2400 т), обещая «пробить» сверхсовременную ЭУ и получение для этого необходимой визы Морского министерства. В рамках достигнутого соглашения У.Гиббсу передали ориентировочные размеры МКО ЭМ пр.30, и весовые данные отечественного артвооружения, а также дополнительные 10000 долларов в счет оплаты его "консультаций".
Удалось достигнуть договоренностей и с производителями котлов: в конце июля представители фирмы «Вестингхауз» показали общие чертежи ГТЗА мощностью 25000 л.с, изготовленные для ЭМ «Бенхэм»; руководство фирмы «Фостер-Вилер» также получило разрешение МИД на заключение сделки. В итоге 2 августа с У.Гиббсом было подписано соглашение на «изготовление преддоговорного проекта и организацию конкурса судостроителей». Общее настроение испортило сообщением, о том, что на ЭМ для СССР запрещалось установка пятитрубных торпедных аппаратов.
1 сентября в своей конторе У.Гиббс продемонстрировал заключительные проектные материалы по ЭМ, включая результаты модельных испытаний. Он заявил, что отправляет проектную документацию для визирования в Морское Министерство, но одновременно передает ее фирмам-строителям («Бетлахэм Стеел» и «Бат Айрон Воркс»). Передача же документов советским представителям возможна лишь после получения разрешения правительства. Тут же У.Гиббс прокомментировал, что по этому поводу он «настроен пессимистично из-за международной обстановки». Спустя 10 дней он подтвердил свои опасения, ссылаясь на «больших людей в Вашингтоне» - в Европе началась война...
Дальше - хуже. 9 октября советская делегация получила письмо помощника Госсекретаря Грина, в котором сообщалось, в связи с загруженностью американских верфей собственными заказами, о невозможности строительства в США боевых кораблей для СССР, а спустя полтора месяца, 1 декабря новое письмо Госсекретаря запрещало Гиббсу выдать нашим представителям документацию «преддоговорного» проекта. Итог - было потрачено время и более 60000 долларов на пустые обещания и бесполезную работу У.Гиббса (если эта работа была вообще). На этом сотрудничество в области разработки для нас проектов ЭМ закончилось.
В актив можно записать заказ одного комплекта ТЗА и вспомогательных механизмов фирме «Вестингхауз» (номинальная мощность - 55.000 л.с, максимальная - 60.000 л.с), одного комплекта ТЗА и турбогенераторов - фирме «Дженерал Электрик» и котлов (давление пара - 575 фунтов на кв. дюйм, температура — 825 град, по Фаренгейту) - фирме «Фостер-Вилер». Общая сумма заказов составила 1571323 долларов (сроки поставок - от 12 до 14 месяцев).
Так закончилась еще одна бесплодная политизированная эпопея по заказу боевого корабля в США - как и в случае с линкорами, советская делегация так не получила даже проектов эскадренного миноносца, не говоря уже о самом корабле. В принципе, ситуация в 1938-1939 года в США чем то напоминала ситуацию с французскими "Мистралями" - те же способы и методы: необузданная антисоветская кампания, клеветнические статьи в газетах, публичные выступления реакционных конгрессменов с требованиями разрыва дипломатических отношений с СССР, открытый нажим на фирмы, имеющие с СССР (Россией) деловые отношения. История повторяется, и заставляет учиться и делать выводы.
Но эта поездка не пропала даром. Увиденное и изученное в США стало достаточно сильным импульсом для отечественного кораблестроения, в итоге в Советском Союзе появились и эсминцы, и лидеры, пусть и не такие совершенные как американские. Зато они были построены своевременно и внесли вклад отражение фашисткой агрессии и победу в грянувшей в 1941 году войне.
В следующей публикации представим несколько документов для иллюстрации данного текста, спасибо.