Несмотря на кажущуюся изолированность от внешнего мира, Тибет никогда не был "медвежьим углом" человечества, что и понятно, ведь как может быть изолирован от мира регион, по территории которого проходит важнейший торговый маршрут - Древний чайный путь, связывавший между собой две великие мировые цивилизации - индийскую и китайскую? Культура тибетского народа, возникшая на сём необычном перекрёстке, аккумулировала лучшие достижения культуры своих соседей, особое место среди которых занимают тибетские иконы танка, пришедшие из Индии.
Тибетская танка зародилась в Индии в VII-X веках нашей эры из древнеиндийской традиции "пата" - традиции нанесения буддийскими изображений на полы своих одеяний. Вместе с буддийскими монахами пата оказалась на Тибете и надо отдать тибетцам должное - в их руках видоизменившаяся пата, получившая новое имя "танка", стала настоящим искусством, чего, увы, не произошло с оригинальной пата.
Что же из себя представляет танка? В европейском понимании танка - это буддийская икона, написанная клеевыми красками или отпечатанная на хлопчатобумажной ткани, но это не совсем так, ведь сюжетами танка являются как буддийские религиозные темы, так и сюжеты индуисткой мифологии, и темы из светской жизни. Нет, как такового, в живописи танка и строгого иконописного канона, хотя общие правила изображения там, несомненно, есть, но у каждого мастера есть свой, индивидуальный, почерк, который в разных вариациях проявляется в работах учеников.
Процесс работы над танка длителен и подразделяется на несколько этапов. Первым делом готовится основа для будущей танка - квадратный холст шириной около 50 сантиметров, к которому, если произведение планируется большего размера, пришиваются дополнительные куски (таким образом можно получить холст для танка площадью в несколько десятков квадратных метров и такие танка пишет коллектив художников в течении нескольких лет).
После подготовки холста на него наносят грунтовку - смесь мела, извёстки, сажи, костяного клея, красной и чёрной глины и тщательно полируют её раковиной или зубами животных до зеркального блеска (получившуюся основу для будущей танка так и называют "мелонг - "зеркало"), после чего на холст наносится эскиз углём или мелом, а в XVI веке появились специальные трафареты, которые просто можно было раскрасить красками из различных минералов и растений в смеси с клеем из шкур и желчи животных, добавляемым для большей сохранности изображений. Конечным этапом работы над танка является её обшивание парчой и освящение ламами.
Как предмёт буддийского культа, танка имеет самое широкое распространение, её можно увидеть и в буддийских храмах, и на религиозных процессиях, и в домашних алтарях, и в многочисленных музеях, где служит для верующих буддистов окном в иные миры, а для европейцев - окном в культуру такого далёкого и такого близкого Востока.
Желающим узнать побольше о живописи танка и воочию увидеть одни из лучших ее образцов могу посоветовать сайт "Буддийская живопись Бурятии" (http://online.stack.net/~alex/), где показаны лучшие экспонаты коллекции буддийской живописи Музея истории Бурятии в Улан-Уде.