Литературный фреш-коктейль
Осень везде... Куда ни посмотри, к чему ни прикоснись. Под ногами, над головой, в чашке чая, в стихах, в одежде, в глазах, в настроение, в музыке, в сердце.... Я читаю её в перекличке птичьих стай, в каплях дождя. Я вдыхаю её. Собираю её в букеты. Букеты листьев, запахов, звуков.
Желтеть лишь начали березы,
И держат зелень тополя,
Но скоро первые морозы
Обнимут рощи и поля,
Помнут в объятии скрипучем
Природы праздничный наряд,
И остывающие тучи
Огнем последним отгорят.
Утихнут пламенные грозы –
В том увяданье нету прозы,
В нем есть поэзии расцвет.
Осень везде... Она окутывает романтикой и меланхолией. Она в нас. Соединяет наши души в одну мелодию, в одну песню, в одну любовь....
...У дней осенних потаённая печаль,
Взгляд молчалив, прохладные объятья...
Последних листьев растрепавшаяся шаль,
Намёк стыдливый на остаток платья...
ОКТЯБРЬ ВСЕГДА БЫЛ СЕБЕ НА УМЕ…
Последние октябрьские деньки мокрой щекой прислонились к стеклу. В библиотеке пахнет теплом и книгами. Я открываю окно, впуская утро вместе с запахом влажной земли. Солнце сегодня тихонько дремлет под мягким покрывалом серых туч. И весь окружающий мир как будто зачарованный, не желая просыпаться, медленно плывет по волнам из дождя и тумана.
Провожаю октябрь, такой стремительный, такой сочный, такой ароматный в своём золотисто-алом сиянии, с ранними белыми заморозками, с ярким преображением листьев...
Октябрь всегда был себе на уме. Его часто видели в компании синиц, разгуливающего по пустым полям с потрепанной книгой под мышкой. Он бормотал что-то про «...хорошо под осеннюю свежесть, душу-яблоню ветром стряхать». Временами он сидел на крыше старого заброшенного дома, согревая в руках губную гармошку. А по ночам, под холодными колючими звездами октябрь играл веселые мелодии, в которых почему-то было полно непонятной горечи.
...Он часто блуждал в своих мыслях, не замечая, что длинный вязаный шарф запутался в колючих ветках облетевших кустов шиповника, а отросшие волосы падают на лицо полупрозрачной челкой, закрывая не то пронзительно - голубые, не то пепельно-серые глаза.
Бывали в октябре такие удивительно особенные дни, которые учили нас читать между строк, видеть за тучами солнце, тонко чувствовать происходящее и наслаждаться любой свободной минутой. В такие дни в лужах сияла оглушающая чистота и глубина, в них отражался целый мир; даже казалось: вот-вот и заглянем за самый край света. В такие дни мир наполнялся мягким разноцветным теплом, идущим откуда-то со всех сторон. А может, это была наша внутренняя теплота?
Кружился в лужице листок,
Как маленький кораблик,
Он был растерян, одинок,
Спросила: «Не озяб ли?»
Он замер... Или ветер стих?
И плавно закачался.
Осенних дней приметный штрих.
Ответить мне пытался!
Но ветер, чуть сильней подув,
Вновь рябь по луже бросил...
Все паруса свои раздув,
Умчал кораблик в осень.
В такие дни в едва уловимом шёпоте пряно-ароматных листьев, разлетающихся в неизведанность и неизбежность, можно было расслышать что-то главное. В такие дни мир становился насквозь прозрачным и очевидно понятным, а мы воспринимали всё очень остро, словно бы каждое событие, каждое чувство, каждое слово было только и именно для нас.
В такие дни мы наполнялись умиротворением и спокойствием; впитывали весь мир с его красками, звуками, запахами, вкусами, прикосновениями, впечатлениями, откровениями. Мы находили, наконец, точку равновесия и гармонии. В такие дни мы учились понимать и принимать себя в бесконечном мире и целый мир - в себе.
Все такие же дом и окно,
Лишь безудержным пламенем осени
Столько листьев уже сожжено,
Что кусты в палисаднике сбросили!
Все такая ж стоит тишина,
Даже ветер умаялся к вечеру,
И рябина, степенна, пышна,
Медным светом заката подсвечена.
Все такое ж, да я не такой.
Все как прежде, да ты не такая.
И задернута резкой рукой
На окне занавеска глухая.
Но октябрь всегда был себе на уме. Он заваривал крепкий горячий чай, но так и не успевал его выпить, захваченный врасплох то первой корочкой тонкого льда, то утренним туманом. И глиняные чашки множились на письменном столе, исчезая под грудой желтых листьев и недописанных стихов. Все-таки, октябрь всегда был неисправимый романтик... Волшебный месяц, последний дерзкий ликующий всплеск перед лицом надвигающейся стужи...
Еще несколько дней, и октябрь широко зевнет, потянется и за¬снет, укрывшись одеялом из опавших дубов¬ых листьев. Во сне он обнимет белые облака, похожие на мягких пушистых барашков. А потом наступит обычное утро, только вместо веселой болтовни синиц в доме появится непривычная тишина, а из окна будет струиться приглушенный жемчужный свет.
Октябрь озадаченно потреплет рыжую бороду, подумает, может, сегодня он проснулся слишком рано? И отправится на кухню. Проходя мимо зеркала, задержится по привычке.
…Каждое утро октябрь смотрел на свое отражение и отмечал, как мало осталось березовых листьев в его некогда густой шевелюре. Как постепенно исчезала бирюза из ярких горящих глаз, уступая место графитовой серости. Однажды он вообще не узнает свое отражение! Из-под нависших густых бровей на него будет смотреть белобородый старик. Октябрь поежится, по-стариковски закутавшись в теплый свитер, и шаркающей походкой отправится варить кофе...
Настанет пора сказать... прощай, октябрь.
ПЕРЕКРАИВАЯ МЫСЛИ О ВЕЧНОМ
...Земля прильнула к стынущему небу, душа моя - к осеннему окну. За прозрачным туманом оконного стекла молчаливо дышит осень. Я слышу, как пахнет снегом, как в далеком лесу призрачными кораблями опадают последние листья.
Перекраивая мысли о вечном,
Ветер листья обрывает беспечно.
В танце кружит, а ему, удальцу,
Бесшабашность эта даже к лицу.
И с каждым упавшим листом, становится как будто больше воздуха, словно лес распахнул все форточки.
Я грею руки о горячую чашку и смотрю на маленькое облачко пара. Я дышу обещанием снега и холодным прозрачным лесом, чтобы внутри тоже распахнулось маленькое окошко и стало немного больше воздуха...
Открываю окно - пусть ветер ворвется в теплую комнату вместе с желтыми листьями и шумом дождя. Пусть холодные капли ударят в лицо, совсем как морские соленые брызги. Пусть волосы превратятся в струны, и ветер сыграет на них тонкую и немного печальную, как сама осень, мелодию. Мелодию, которую никто не услышит, только мое сердце. Пусть губы сами собой сложатся в легкую полуулыбку, и я тихо-тихо, в самое ухо осени, прошепчу о своей любви.
Закатное солнце вспыхнет искрами догорающего осеннего дня, и отправится спать за колючий частокол елового леса. И запахнет совсем по-иному. В сумерках потянет дымом, остывающим теплом и клубящимся под ногами холодом. Постою так немного, в тишине уходящего дня. Подышу на озябшие ладони, пока окончательно не продрогну…
Но есть в этом вечернем холоде особая прелесть. Тайная радость, что где-то совсем рядом есть тепло. Там для меня согрели чай и заготовили плед. А мне всего-то и нужно сделать пару шагов и нырнуть в это тепло с головой.
Поздний вечер. За окном стынет осень,
Посумерничать вдвоем тихо просит,
Разливая лунный свет, словно чай,
Засидится допоздна невзначай...
Но нет! Я постою так еще. Пока темнота не накроет город, а в разорванных облаках не взойдет гладкая и желтая, словно половинка яблока, осенняя луна. Я посмотрю в глаза ночи, вспомнив все бабушкины сказки о тех, кто живет в темноте. И страшно и весело сделается вдруг. Я улыбнусь кому-то неведомому и побегу туда, где меня ждут. А вслед мне будет звучать древняя колыбельная…
ЕЩЕ БЫ ЗНАТЬ, ЧТО ЖИЗНЬ НАЗАВТРА НАГАДАЛА...
Что ждет нас завтра? А вот что!
Утреннее солнце заглянет сквозь тюль без стука, как давний хозяин. А дождь снова будет топтался у окна в надежде узнать, что делается в доме.
Похолодало. Как-то враз похолодало…
А помнишь, как прекрасно осень увядала,
С каким-то, ей одной понятным ритуалом,
Листвой сияла золотой и ярко-алой?
Ну, а сегодня - словно жизнь опять сначала:
С утра снежинки закружились карнавалом.
Еще бы знать, что жизнь назавтра нагадала…
Похолодало... Как-то враз - похолодало...
Ну и что?!
...Вот вы выйдете из дома, и облетевшие деревья, сплетая кружевную паутину тонких веток, лягут на вашу тропинку причудливым узором теней. Заледеневшая за ночь трава будет хрустеть под ногами. А воздух! Морозный, звенящий, прозрачный, как тонкие льдинки на безупречной озерной глади…Миром овладеет холодное и влажное дыхание ноября. Оно принесёт с собой ветер перемен, глубоких и окрыляющих...
С каждым новым днем
Все ближе зимы граница,
Все реже покидаешь дом,
Все слаще хмурым утром спится.
Иными стали вкус и цвет
У приготовленного чая,
Живешь со множеством примет,
И все их замечаешь.
Посмотрите, как чисто, светло и просторно вокруг и подумаете - так вот он какой - ноябрь! Вам захочется сменить шелковую блузку на длинный вязаный свитер, накинуть на плечи мягкое кашемировое пальто цвета спелой сливы, увенчать голову роскошной широкополой шляпой, спрятать ноги в яркие теплые сапожки и гулять до зябких сумерек...
Собирать в карманы каштаны и шишки, пропитываться бодрящей свежестью вечернего города и наблюдать, как потоки дождя смывают с уставшей души все горести и печали... Думать о чём-то своём, мечтать и с теплом улыбнуться прохожему...
Еще один чудесный, последний осенний месяц! У каждого он свой. Кофе, книга, ранний вечер… Вкус корицы, сладкий сон, пушистый плед…Недописанность страницы, шоколадно-желтый цвет… А у кого - то чай с лимоном, постоянные простуды, куртка с капюшоном и погодные причуды… Ноябрь - это метеодиспетчер в ожидании зимы.
Мой ноябрь - уютный, с легким оттенком грусти, но с надеждой и ожиданием белоснежного чуда.
Ароматный мед и шиповник, запасы летней мяты и первые открытые баночки варенья. Яблочные шарлотки и тыквенные маффины. Теплое одеяло, захватывающая книга и много-много подушек. Холодный колючий воздух по утрам и высокое стеклянное небо. В ноябре много думается, хорошо пишется и не очень много говорится...
Присмотритесь внимательнее вокруг! Поздняя осень не в мутных лужах, не в промокших ботинках, не в каплях воды на окнах и лицах, не в криках улетающих птиц, нет… Она - в душе человека! И поэтому одному и тому же дождю кто-то с радостью и предчувствием очищения подставит свои руки, а другой тяжело нахмурится, смахнет в случайный ручей свою печаль и потуже затянет плащ. Погода в нас, а дождь… он просто идет. Дождь идет сквозь наши души, лишенный оттенков добра и зла, радости и печали. И этому не учат в школе, об этом не говорят родители. Только от нас зависит, станет ли ноябрь легкой улыбкой или тоскливым взглядом в окно…
В садах в средине ноября
Какая-то шальная сила
Лучами буйного светила
Зажгла остатки янтаря.
Горит последняя листва,
Пылают гроздья на рябине,
А в небе столько чудной сини,
Что снова кругом голова.
И облаков неспешный вальс,
Точь-в-точь как в том далеком «прежде»,
И снова радуга надежды
Сияет каждому из нас!
Присмотритесь! Может быть, именно в ноябре жизнь спрячет для вас послание… На белых бумажных салфетках в кафе... Hа последних осенних листьях. Шепотом на холодном ветру. Теплым кончиком указательного пальца на замерзшем окне маршрутки. На вырванных тетрадных листах в конвертах без обратного адреса. На скрученных бумажках в стеклянных бутылках, брошенных в море. Мелом на асфальте. Острой палкой на мокром песке. Грифельным карандашом на шершавой бумаге. В глупых и смешных словах случайного прохожего.
Везде, куда бы она ни шла, жизнь оставляет послания. Иногда всего лишь одно слово, иногда целиком исписанный лист бумаги, но ее послания всегда находят адресата. Просто их нужно хорошенько поискать! Может, заглянуть под стол или в глаза человека напротив? Или, может быть, в давно прочитанную, забытую книгу? Попробуйте! И не засоряйте свою память обидами. А то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
P.S. В приготовлении литературного фреш-коктейля использована проза Анны Коряговой и Ольги Мешковской-Пятаковой, Олега Роя и Катерины Аксёновой, Чарльза де Линта и Фёдора Достоевского, Анжелики Салабаш и Аль Квотиона, а также стихи Александра Воронцова и Ольги Безлепкиной, Зинаиды Миркиной и Константина Куклина, Ирины Долинной, Ильи Кулева и Александра Асмолова.
P.S. https://vk.com/album-46420619_275700354 - вот в этом фотоальбоме - «Любимая дача в конце октября» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные на даче 24 октября 2020 года.
25.10.20. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 30-78-00; e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant