Признаться, кроме "Никиты", с Альбертой Уотсон я не смотрела ничего и творчеством её особо не интересовалась. Однако, на днях всё же решила познакомиться с фильмом "Раскрепощение", который так впечатлил Джоэла Сурноу, что он больше никого не хотел видеть в роли Мэдлин. Ничего особенного я не ждала, но была очень приятно удивлена!
Во-первых, помимо Уотсон, здесь обнаружился молодой Джереми Дейвис (Фарадей из "Лоста", второго по важности для меня сериала). Во-вторых, картина очень точно, наглядно и без лишней пошлости демонстрирует все этапы проживания Эдипова комплекса. По сюжету, молодой парень возвращается домой, чтобы заботиться о матери, сломавшей ногу. Ему не терпится уехать в Вашингтон, где его ждёт интернатура в престижной клинике, но оба родителя упорно паразитируют на его чувстве долга. Отец жалуется, что в семье совсем нет денег, и хочет, чтобы сын помог ему с бизнесом, хотя тот планирует стать врачом. Мать, прикованная к кровати после перелома, требует к себе чрезмерного внимания и всячески манипулирует эмоциями окружающих. Юного Рэймонда охватывают самые противоречивые чувства, и в один прекрасный момент их с матерью отношения переходят границы дозволенного.
Это малобюджетный фильм, всё действие которого сосредоточено в четырёх стенах и на нескольких безымянных улицах американского пригорода. Но ценен он, конечно же, не экшеном и не визуальным рядом, а очень точно прописанной динамикой отношений внутри семьи. Вроде бы, это самые обычные люди, без каких-либо психических отклонений и акцентуаций характера. Отец зарабатывает деньги, мать в свои сорок с хвостиком всё ещё отлично выглядит, сын учится в престижном университете и мечтает стать врачом. Другими словами, ни о каком "тяжёлом детстве" говорить не приходится. Однако, за белым заборчиком и приветливым фасадом, как всегда, кроются скелеты в шкафу.
Отношения внутри семьи давно прокисли: отец постоянно в разъездах, и он настолько отгорожен от происходящего, настолько не хочет вникать ни в какие проблемы, что банально не верит сыну, когда тот рассказывает ему о содеянном грехе. Мать сходит с ума от одиночества и ненужности, она использует собственного ребёнка то для вымещения зла, то для самоутверждения. Рэймонду по-настоящему сочувствуешь, хотя иногда он ведёт себя, как придурок. Невольно он становится пешкой в руках родителей, не видящих дальше собственного носа и собственных мелочных потребностей. И ведь таких историй миллионы! Все линии поведения настолько типичны, будто бы сценаристы специально сидели с учебником по психологии. С другой стороны, они не кажутся банальностью благодаря отличной актёрской игре и живым диалогам.
Альберта Уотсон здесь этакая "Мэдлин на минималках", и понятно, почему Джоэл Сурноу увидел в ней будущего стратега Первого Отдела. Её персонаж — это уникальная комбинация холодного расчёта и почти искреннего тепла. Она точно знает, как манипулировать окружающими, чтобы получить то, что нужно: безжалостно устраивает сыну эмоциональные горки (то к сердцу прижмёт, то к чёрту пошлёт), в тридцать три зуба улыбается соседям, чтобы поддерживать иллюзию идеальной семьи, способна в мгновение ока очаровать человека, который пришёл к ней с угрозой судебных разбирательств. Что особенно поражает, все эти фокусы героиня проворачивает, практически не вставая с кровати: большую часть фильма она просто лежит и сверкает ляжками, но тон голоса и выражение лица творят чудеса.
Фильм, конечно, не порекомендуешь всем и каждому ввиду специфической темы, но я такие картины обожаю. С прошлых выходных я пересмотрела его два раза и даже вдохновилась сделать субтитры. Посмотреть можно здесь.