Найти тему
Про Обувь

Значение "Красных башмачков" в истории моды и обуви. Какой подсмысл таит сказка Андерсена?

В современном обществе красные туфли стойко ассоциируются с эротичностью и женской сексуальностью. И кажется, что так было всегда. Но нет! Еще до ХХ века красная обувь являлась символом власти, церкви, богатства и высокого положения в обществе. Почему же всего за 100 лет кардинально поменялся смысл?

Туфли из красной кожи с острым удлиненным носочком. Высокий талированный каблук. Франция, 1880-1890 гг. (фото: www.shoe-icons.com)
Туфли из красной кожи с острым удлиненным носочком. Высокий талированный каблук. Франция, 1880-1890 гг. (фото: www.shoe-icons.com)

Как не парадоксально, это началось со сказки Ганса Христиана Андерсена “Красные башмачки”, которая впервые была опубликована в 1845 году. Напомню сюжет:

"Бедной сироте Карен в день похорон матери подарили красные башмаки. Мимо процессии проезжала богатая сеньора и взяла сироту к себе. Карен подумала, что это из-за башмаков, но покровительница сожгла эти ужасные боты.
Под влиянием окружения девушка росла немного нарциссичной. Однажды в город приехала принцесса и Карен увидела, что она носит красные башмачки - символ власти и богатства.
Перед обрядом конфирмации опекунша привела девушку к сапожнику, чтобы пошить новую обувь. Среди полок Карен увидела красные лакированные башмачки, точь в точь, как у принцессы. Обманным путем девушка заставила слепую старушку их купить. Она прекрасно понимала, что опекунша никогда не позволила бы ей пойти конфирмоваться в красных башмачках. Это было верхом неприличия. Карен очень гордилась своей проделкой и восхищалась обновкой. В церковь пошла в запрещенной обуви.
Затем была еще череда обманов, нарушения установленных правил. В результате башмачки стали проклятыми. Карен не могла их снять и танцевала без остановки. В конце истории палач сжалился над девушкой и отрубил ей ноги. Башмачки вместе с обрубками убежали. Затем он прикрутил Карен деревяшки вместо ступней. Чтобы искупить свои грехи, девушка ушла в услужение священнику."

Это если кратко.

Кстати, во многих переводах историю нещадно обрезали и стерилизовали так, что она превратилась в детскую сказку. Но если почитать оригинал и полный перевод, то в глаза бросается сексуальный подтекст, попытки раскрытия женской чувственности и жестокая кара за нарушение правил.

Андерсен во все свои произведения вкладывал смыслы из реальной жизни. К слову, он вырос в бедной семье. Отец работал башмачником и обувь была неотъемлемым атрибутом детства. Писатель считал ее чем-то зловещим и завораживающим. Именно поэтому тема обуви часто прослеживается в его творчестве. Например: “Русалочка”, “Девочка, которая наступила на хлеб”, “Снежная королева”. “Красные башмачки” пронизаны противоречивым эротическим чувством. Дуальный смысл сопровождался тем, что тётка АНдерсена по материнской линии управляла борделем.

Туфли из искусственной красной лаковой кожи на экстремально высоком каблуке. США, 1990-1999  (фото: www.shoe-icons.com)
Туфли из искусственной красной лаковой кожи на экстремально высоком каблуке. США, 1990-1999 (фото: www.shoe-icons.com)

Вернемся к "Красным башмачкам". Через образ Карен Андерсен предостерегал, что может произойти, если пойти на поводу своих желаний. Он знал это не понаслышке. Мать писателя имела старшую незаконнорожденная дочь, допустив ошибку в молодости. Как звали девочку? Карен-Мари. По слухам, она пошла по стопам матери и нарушала общепринятые нормы. Ганс очень боялся, что однажды сестра-блудница его найдет и опозорит перед обществом. Теперь вы понимаете о чем это произведение? Совсем не о красных башмачках.

Кстати, при жизни Андерсена эта сказка не была популярной. Спросом пользовались другие, более легкие. Однако позже по “Красным башмачкам” ставят балет. Сюжет немного меняется и героиня ворует алые туфельки. Затем снова бешенные танцы без остановки и наказание за гордыню, нарциссизм, желания. Все очевидней становится связь греха и красных башмачков.

Позже по балету снимают фильм и главной героине приходится выбирать между танцевальной карьерой и мужем. Символ этого сложного выбора - красные пуанты.

Обложка альбома Кейт Буш Red Shoes, 1993 г. Красные пуанты Буш запечатлены в момент танца, они ярко выделяются на фоне пейзажа. Собственность EMI Records
Обложка альбома Кейт Буш Red Shoes, 1993 г. Красные пуанты Буш запечатлены в момент танца, они ярко выделяются на фоне пейзажа. Собственность EMI Records

Тема алой обуви и танцев все теснее переплеталась. А после фильма “Волшебник в стране Оз” и добродетельной Дороти с рубиновыми башмачками, которые также невозможно было снять - значение начало меняться в положительную сторону. В ХХ веке вместо греха и морального падения, красные туфли стали отображением свободы женщин, которые не хотели вписываться в общепринятые рамки.

Penny Lane, Красные туфли, Мадрид, 2010 г.
Penny Lane, Красные туфли, Мадрид, 2010 г.

Забавно, что Андерсен выделил красным башмакам негативную роль, связав женское начало с колдовством, обманом и грехом. Однако позже другие интерпретации его произведения помогли поменять эти представления. Именно они сделали алые туфли символом танца, творчества, женского освободительного движения и независимости сексуального поведения.

Также Вам могут быть интересны статьи:
Лубутен. Тот, чьи туфли с красной подошвой
Папа Римский в Armani и Louboutin. О сериале «Молодой Папа»
Walter Steiger. История обувного кутюрье, который изобрёл свой тренд