Перед вами бутылка вина хозяйства Романе-Конти (2008 год). Она сейчас стоит примерно 30 000 евро (2,7 млн. рублей по нынешнему курсу. Как это вообще возможно?
Самое простое объяснение – потому что есть люди, готовые столько платить.
Объяснение в духе «развели лохов» - подходит плохо. Человек, который готов заплатить за бутылку вина цену пусть и недорогого, но автомобиля, скорее всего, сам может развести кого угодно. И если он (заработавший как-то свои деньги) готов с ними расстаться подобным образом, то, видимо, у него есть на это причины. Давайте разберемся.
Во-первых, вино – это, действительно, необычный продукт. Особенности винограда как растения и тысячелетия опыта позволяют делать его очень сложным, комплексным. Букет хорошо созревшего вина можно «разглядывать», как увлекательную книгу. Конечно, это требует определенных навыков. Но если вы всю жизнь водили «Жигули», то вам и ходовые качества дорогой спортивной машины будет сложно оценить трудно.
Уровень, которого может достичь вино в конкретной бутылке, определяется массой факторов. Это и микроклимат (часто существующий только в какой-то конкретной долине, на конкретном склоне), и составом почв, и возрастом лозы. Не говоря уже о мастерстве винодела. Плюс погодные условия (то, что делает год хорошим или плохим).
Всё это сокращает круг производителей вина, объективно способного претендовать на то, чтобы его считали великим (и платили за него колоссальные деньги).
Во-вторых, вино обладает уникальным качеством становиться лучше со временем. Разумеется, не всякое. Львиную долю того, что продают в супермаркетах луче выпить в течение года (если речь про белые) или двух-трех лет (для красных). Но обладающее потенциалом вино может зреть, становясь лучше и десять, и двадцать лет. Что делает это продукт естественным объектом потребительских инвестиций. Купили бутылку с винодельни за 100 евро, положили в погреб, и через 10 лет у вас амброзия, за которую пришлось бы заплатить все 500. Чем не выгодное вложение?
Однако, это только одна сторона вопроса. На определенном уровне качества (а главное репутации винодельческого хозяйства) вино перестает быть просто продуктом, которые покупают, чтобы его выпить (пусть и получив при этом какое-то невероятное удовольствие).
Вино становится объектом вложения денег. Собственно, вы можете даже не употреблять алкоголь в принципе. Но если знаете как выбирать, то можно неплохо зарабатывать покупая дешевле, продавая дороже. Или просто собирая коллекцию, наслаждаясь не содержимым бутылок, а их растущей ценой.
Серьезно, для сотен тысяч состоятельных людей по всему миру винные погреба превратились в предмет престижа. Далеко не все они, кстати, способны оценить потребительские достоинства доброй половины своих сокровищ. Но какое это имеет значение, если стоимость вашей коллекции с каждым годом растет? Многие ли коллекционеры современного искусства так уж хорошо в нем разбираются?
Цены на вино толкают вверх и всё новые и новые богатеи, которые выходят на этот рынок. В одном Китае количество людей, которые могут себе позволить (хотя бы иногда) вино за несколько тысяч евро уже исчисляются миллионами. А потребление всего модного или очень респектабельного для «пришедшего к успеху» азиата становится настоящим фетишем. Глобализация делает общими и объекты потребительского поклонения. А ведь виноградники Бургундии больше не становятся.
Стас Соколов
Чаще бываю на https://www.instagram.com/stas_b_sokolov/