Продолжаю тему про проекты. Сегодня я бы хотела немного рассказать о темах, и о том, как искать актуальность.
Для начальной школы пресловутую актуальность проще всего искать через анкетирование. То есть смысл там такой: я провела анкетирование, выяснила, что никто об этом не знает – и вот актуальность: чтобы узнали и, возможно, что-то делали. Но тут надо грамотно составить вопросы, а потом обработать данные, желательно с диаграммами. Лично я предпочитаю вот такие:
Допустим, дочь делала проект о местной группе зоозащитников. Там были вопросы о том, как можно помогать бездомным животным, знают ли школьники о существовании подобных групп. По результатам анкетирования выяснилось, что не знают. Актуальность в том, что это проблема и надо ее решать. А как решать – я сейчас расскажу в своем проекте.
Вот его-то и объявили эталонным. Оказывается, там есть еще «эстетическо-нравственный» компонент. На самом деле, многие очень прониклись, потому что не знали о подобных группах. И кричали, что тоже хотят участвовать, и просили реквизиты. Так что польза все же была, мы людей привлекли к помощи животным. Или они хоть знают теперь, что такое у нас в городе есть.
***
Еще был проект по развитию спорта для детей в городе. Но там вообще шикарно получилось. Дочь решила дать одну и ту же анкету школьникам и учителям. И попыталась выяснить, какое поколение было более физически активно. Как вы понимаете, с диким отрывом лидировали учителя! Во-первых, она там про игры спрашивала (резинки, вышибалы, классики) – школьники почти все в них не умеют играть. А учителя умели! Поэтому на защите они радостно кричали:
- А я во все, что написано, могла, а ты?
И единственным замечанием на городской конференции было:
- Хотелось бы, чтобы график был более наглядным. Чтобы было прямо так ярко и красочно все видно.
Короче, прониклись старые клюшки тем, что они могучи. И хотели максимально наглядно это выразить. )))) (Это я без сарказма и злобности, я тоже старая клюшка, если на то пошло.)
И еще там интересно получилось: почти все учителя не могли заниматься каким-либо видом спорта (но хотели), потому что соответствующей секции просто не было в городе. А ученики либо не хотели, либо указали причины типа «некогда» и «нет времени.
В общем, по всему получилось, что поколение учителей было более спортивным и здоровым, а поколение детей – ленивцы и халявщики, поэтому очень актуально узнать, какие кружки и секции для них имеются. И, может, данная работа сподвигнет их туда пойти.
***
Для начальной школы очень хорошо идут проекты, где надо за чем-то наблюдать. Допустим, сажать фасоль и одну держать в тени, другую на солнце. Или одну накрывать, другую нет. В общем, берется любой опыт из учебника биологии или окружающего мира и повторяется. Все подробно, с ежедневными фотографиями. Получится, что человек на личном опыте убедился в верности информации. И сделать это не очень трудно. Дочь подсказывает, что можно посмотреть старые записи на канале Мамикса, там много всяких идей, и можно найти наиболее простые опыты.
Темы для проектов
Только предупреждаю: подборка несколько однообразная, потому что я в основном гуманитарные секции знаю. Что там творится на физике, математике, химии – я не в курсе. ))))
По моим наблюдениям, на городских и прочих конференциях местного уровня наиболее выигрышные темы – это как раз по данной местности. Местные волонтеры, зоозащитники, памятники и прочее.
Выигрышные проекты, с которыми я столкнулась:
- Блюда из черствого хлеба (технология). Думаю, тут все понятно. И польза очевидна: не выбрасывать хлеб, а делать вкусную и полезную еду.
- Национальные блюда, костюмы и прочее.
- Экологические проблемы на местном уровне. То есть какая-то конкретная свалка или что-то типа.
- Нужны ли школьникам гаджеты (это от начальной школы проект).
Не очень удачные проекты (причем почему-то именно такие темы и предлагают учителя начальных классов, поэтому я решила сразу свои брать):
- Как мы делали открытку маме на 8 марта. Там примерно так было: анкетирование на тему того, что будет на открытке. Решили то-то. Вася делал вот это, Петя вон то.
- Семья и родственники. Скучновато. Исключение – если родственники воевали, но это на конференцию соответствующей тематики.
- Любимые цвета. Ума не приложу, почему детям суют эту тему. Ну, выяснят они, кто в классе какие цвета любит, и что? Единственный случай, когда девочка с этой темой заняла первое место, - она умудрилась увязать цвета вообще с цветом формы каждой школы. И сделала какие-то выводы: у этой школы такой-то уклон – поэтому цвета повеселее, эта – лицей, поэтому суровые и строгие оттенки. Вот это правда было интересно.
- Мои домашние животные. Если не найти «изюминку», то получается уровень реферата.
- Физические явления в творчестве Пушкина (физика). Интересная задумка, но там довольно слабо преподнесли. В основном шли рассуждения на тему, что Пушкин был человеком прогрессивным, поэтому мог бы увлекаться физикой.
Причем иногда интересно так получалось. Проект о местном поэте на регионе занял первое место, по нашему городу – ничего не занял. Очень хороший проект по заимствованиям из английского в молодежном жаргоне вообще к городской конференции не допустили. На региональной он занял первое место.
Кто вот иногда знает, что этим комиссиям нужно?
Как вы думаете?
А в следующий раз я хочу дать пару советов о том, как оформлять проект и как вести себя на защите.
Так что пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Весь цикл о проектах:
Мои скромные советы по поводу написания школьных проектов. Как писать введение
Как вести себя на защите проекта
Вот о чем я писала 24 и 25 октября в прошлом году:
Могут ли учителя обыскивать личные вещи учеников
В 2018 году:
Кто должен финансировать покупку дополнительных пособий в школе? Опять родители?