Найти тему
Головоломки

Как ускорить сборку кубика Рубика 3х3 до 15 секунд

Оглавление

Старт. “Новичковый” метод сборки (01:15-01:30)

Точкой отсчета в данной статье будет время сбоки кубика 3х3 “новичковым” методом. Как только вы научились собирать “новичковым” методом, ваши результаты могут колебаться от 1:15 до 1:30. Если вы собираете новичковым методом дольше, то для этого может быть несколько причин: вы используете очень плохой кубик 3х3 (в таком случае рекомендуем эту статью для выбора нового кубика Рубика), либо вы не выполнили нужное количество сборок, тоесть недостаточно долго тренировались. Если количество тренировок было недостаточным, тогда нужно просто сделать еще 100-200 сборок и ваши результаты однозначно станут лучше. Также при сборке вы не должны встречаться с ситуациями, которые вам непонятны, если такие встречаются, обязательно разберитесь с ними, потому что именно на их вы будете тратить больше всего времени.

Изучение методики сборки Джесики Фридрих

Методика сборки кубика 3х3 Джесики Фридрих не очень сложная и принцип этого метода можно выучить очень быстро, но основная сложность заключается в том, чтобы изучить большое количество алгоритмов (в сумме нужно изучить не менее 100 алгоритмов) и научится выполнять их быстро и без ошибок.

1. Собираем всегда белым вниз + цветовая схема (01:05-01:20)

Ну а теперь перейдем к первым навыкам, которые позволят вам сократить время сборки приблизительно на 10 секунд! Время на прокачку от 2-х недель до месяца (300-400 сборок).

Собираем всегда белым центром вниз

Для начала наведем порядок в ваших сборках. Всегда собирайте белым центром вниз! Не крутите кубик Рубика лишний раз в ту или иную сторону, просто запомните, что белый цвет внизу, поэтому повороты кубика в руках имеет смысл выполнять только вправо или влево. Если вы привыкните к такому методу сборки, вы сможете сократить время сборки на этапе креста и установки углов в нижний слой.

Запоминание цветовой схемы

Это правило очень простое, просто запомните расположение цветов на кубике Рубика и это позволит вам меньше крутить головоломку в руках и вы научитесь быстрее находить нужные элементы. Как это работает? Все просто, в кубике Рубика красный центр всегда напротив оранжевого, зеленый напротив синего, а белый напротив желтого. Также собирая белым центром внизу, вы должны запомнить, например, что возле красного центра, находится синий слева и зеленый справа и т.д. Поэтому собирая крест, а также углы и ребра первых слоев вы сможете неплохо ускориться.

Как научится это использовать? Вы должны медленно собирать кубик, продумывая свои ходы с учетом новых знаний, и со временем вы запомните цветовую схему, поначалу ваши результаты станут хуже, но после запоминания и тренировок ваше время сборки сократится.

На изучение и отработку первых двух правил вам понадобится время. Не ленитесь и сделайте 300-400 сборок с использованием новых знаний и скорее всего вы заметите улучшение своих результатов.

2. Сборка креста (01:00-01:10)

Правильная сборка креста позволит ускориться еще на 6-8 секунд. Время на прокачку до месяца (400-500 сборок).

Если “новичковым” методом сборка креста у вас может занимать 8-12 секунд, то продвинутый метод сборки позволит вам собирать крест за 2-3 секунды (и быстрее со временем).

Смысл продвинутого метода сборки креста заключается в том, чтобы просчитывать расстановку элементов креста наперед. Для начала научитесь продумывать размещение сразу 2-х ребер, после этого переходите к размещению 3-х и 4-х ребер. Ничего, кроме практики и постоянных просчетов креста не позволит вам улучшить ваши результаты. Для наглядности мы уже готовим видеоролик, в котором кратко разъясняется смысл продвинутой сборки креста. Про базовой прокачки этого навыка нужно выполнить 400-500 сборок.

3. Изучаем базовые ситуации F2L (00:45-00:55)

Пришло время собирать быстрее одной минуты! Время базовой прокачки F2L от 2-х месяцев (500-1000 сборок).

Но для этого придется еще немного поработать =). Привычную расстановку углов нижнего слоя и ребер второго слоя необходимо объединить в один этап, и это действительно сложно. В методике Джесики Фридрих этот этап называется F2L (first two layers – два первых слоя). Есть все формулы, которые помогут в изучении сборки этапа F2L, но я рекомендую для начала изучить всего три типовых ситуации и выполнять расстановку элементов интуитивно на их базе, таким образом вы сможете со временем импровизировать и находить выход из любой сложившейся ситуации.

Для тренировки этого этапа сборки вам придется выполнить от 500 до 1000 сборок, после чего вы сможете увидеть заметные результаты. Опытные спидкуберы выполняют этот этап за считанные секунды, поэтому чем больше вы будете тренироваться, тем времени вы сможете сэкономить. Мы уже готовим видео, которое позволит вам быстрее разобраться со всеми сложностями обучения сборки этапа F2L.

4. Оптимизируем сборку желтой стороны OLL (00:35-00:45)

Пока сборку желтой стороны можно выполнять по прежнему в несколько этапов. Если использовать нормальные алгоритмы и правильно выполнять их технически, то можно собирать желтую сторону быстро и без изучения всех OLL алгоритмов.  Для оптимизации сборки желтой стороны необходимо выучить несколько алгоритмов. Первых два алгоритма помогут быстро собрать желтый крест. После сборки двух первых слоев вы можете попасть на одну из четырех ситуаций: точка, уголок, полоска, готовый крест. На самом деле ситуаций намного больше, но группировка поможет сосредоточится вам на основном.

Точка

Слева вы видите несколько примеров алгоритмов с “точкой”, их на самом деле больше и они немного отличаются друг от друга. Объединяет все “точки” отсутствие “угла”, “полоски” или “креста”.

На этапе “точки” наша задача перейти на этап “уголок”, для этого выполняем алгоритм F (RUR’U’) F’. Если все сделано верно, выходим на “уголок”.

Уголок

-2

Ситуаций с уголком бывает также много, для примера слева показано два.

После выпадания “уголка” мы можем сразу же выйти на “крест”, для этого выполняем еще один алгоритм, который совсем немного отличается от предыдущего: F (RUR’U’) (RUR’U’) F’. При выполнении данного алгоритма уголок должен находится в верхнем левом углу от вас (как показано на изображениях), иначе “крест” собран не будет.

Полоска

-3

Если выпадает один из алгоритмов с полоской, ваша задача выполнить уже знакомую формулу F (RUR’U’) F’, полоска должна размещаться перпендикулярно к вам (как на изображении). Если все выполнено верно, “крест” готов.

OLL с крестом

А вот здесь нужно будет напрячь свою память и выучить еще 7 формул. Не забываем, что держать кубик при выполнении алгоритмов, нужно так, как указано на изображении.

Oll “вертолет” – R U2′ R2′ U’ R2 U’ R2′ U2′ R
Oll “вертолет” – R U2′ R2′ U’ R2 U’ R2′ U2′ R
OLL “восьмерка” – F’ Rw U R’ U’ Rw’ F R
OLL “восьмерка” – F’ Rw U R’ U’ Rw’ F R
OLL “глаза с двух сторон” – F R U R’ U’ R U R’ U’ R U R’ U’ F’
OLL “глаза с двух сторон” – F R U R’ U’ R U R’ U’ R U R’ U’ F’
OLL “Правосторонняя рыбка” – R U2 R’ U’ R U’ R’
OLL “Правосторонняя рыбка” – R U2 R’ U’ R U’ R’
OLL “Рыбка” – R U R’ U R U2′ R’
OLL “Рыбка” – R U R’ U R U2′ R’
OLL “глаза” – R2′ D R’ U2 R D’ R’ U2 R’
OLL “глаза” – R2′ D R’ U2 R D’ R’ U2 R’
OLL “уши” – Rw U R’ U’ Rw’ F R F’
OLL “уши” – Rw U R’ U’ Rw’ F R F’

После изучения и отработки данных алгоритмов мы сможете заметно быстрее проходить этап OLL. Данных знаний вам вполне хватит для сборки головоломки и за 23-25 секунд, при условии быстрого прохождения других этапов. Для тренировки данного этапа необходимо не менее 400-500 сборок. Как правильно выполнять новые алгоритмы мы покажем в видео инструкции.

5. Оптимизируем расстановку элементов последнего слоя PLL (00:25-00:35)

Расстановка ребер

PLL пока будем проходить в два этапа, собираем ребра, а после чего расставляем уголки при помощи удобных алгоритмов.

(видео в разработке)

Для того, чтобы расставить ребра на свои места нам понадобится изучение двух алгоритмов:

Перемещаем ребра против часовой стрелки: (R U’) (R U R U) (R U’ R’U’) R2 или алгоритм через центры M2′ U M U2′ M’ U M2′.
Перемещаем ребра против часовой стрелки: (R U’) (R U R U) (R U’ R’U’) R2 или алгоритм через центры M2′ U M U2′ M’ U M2′.
-12

Перемещаем ребра по часовой стрелке: (L’U) (L’U’L’U’) (L’ULU) L2 или алгоритм через центры M2′ U’ M’ U2 M U’ M2′.

Не имеет значение какой алгоритм PLL выпал, этими алгоритмами вы можете разместить ребра на свои места. Проще всегда когда одно ребро стоит на своем месте, а три других нет, тогда вам нужно просто выполнить из указанных выше алгоритмов и ребра станут на свои места, главное понять в какую сторону нужно сместить ребра, по часовой или против часовой стрелки.

Если же вы получаете ситуацию в которой два ребра напротив на местах и два нет, тогда придется выполнить формулу 2 раза, после первого выполнения формулы с любого положения вы выйдете на ситуацию, когда одно ребро на своем месте, а три нет, подбираем правильный алгоритм из указанных выше и ставим ребра на свои места.

Если у вас получилось что 2 соседних ребра на своих местах и 2 других нет, тогда просто поверните несколько раз верхний слой кубика (U), пока не получится что 1 ребро стало на свое место, а 3 нужно передвинуть, и опять же выбираем подходящий алгоритм и выполняем его.

Расстановка углов

А теперь рассмотрим как можно быстро решать ситуации с расстановкой углов (“треугольник углов”):

 Если один угол уже на своем месте и необходимо разместить 3 угла, при этом сдвинуть углы нужно против часовой стрелки, выполняем этот алгоритм – x’ R2′ D2 R U R’ D2 R U’ R.
 Если один угол уже на своем месте и необходимо разместить 3 угла, при этом сдвинуть углы нужно против часовой стрелки, выполняем этот алгоритм – x’ R2′ D2 R U R’ D2 R U’ R.
 Если один угол уже на своем месте и необходимо разместить 3 угла, при этом сдвинуть углы нужно по часовой стрелке, выполняем этот алгоритм – x   R’ U R’   D2   R U’ R’   D2 R2 Ситуация, в которой все углы не на своих местах (“терминатор”), выполняется при помощи такой формулы – x’ R U’ R’ D R U R’ D’ R U R’ D R U’ R’ D’. При этом углы меняются местами так, как это показано на картинке.
 Если один угол уже на своем месте и необходимо разместить 3 угла, при этом сдвинуть углы нужно по часовой стрелке, выполняем этот алгоритм – x   R’ U R’   D2   R U’ R’   D2 R2 Ситуация, в которой все углы не на своих местах (“терминатор”), выполняется при помощи такой формулы – x’ R U’ R’ D R U R’ D’ R U R’ D R U’ R’ D’. При этом углы меняются местами так, как это показано на картинке.

6. Изучаем все алгоритмы PLL и OLL (00:18-00:22)

Для изучения всех алгоритмов OLL и PLL (желательно конечно еще и F2L), можно использовать вот такие вот карточки от QiYi MoFangGe. Для удобства можно купить такие карточки.

Формулы OLL (Фридрих)

Формулы OLL (Фридрих) – кликни чтобы увеличить.
Формулы OLL (Фридрих) – кликни чтобы увеличить.

Формулы PLL (Фридрих)

Формулы PLL (Фридрих) – кликни чтобы увеличить.
Формулы PLL (Фридрих) – кликни чтобы увеличить.

Формулы F2L (Фридрих)

Формулы F2L (Фридрих) – кликни чтобы увеличить.
Формулы F2L (Фридрих) – кликни чтобы увеличить.

Начинать изучение формул лучше с PLL, поскольку тут формул меньше, а в плане ускорения сборки кубика, результат будет более заметным. Как изучать формулы OLL решать вам, каждый выбирает свой метод, который ему нравится больше. Но вы должны понимать, что после изучения всех этих алгоритмов, ваши результаты не сразу станут лучше, нужно много времени на отработку формул, тренировку определения ситуаций и т.д. Что касается F2L, то я рекомендую наблюдать во время сборки за самыми сложными решениями, которые у вас встречаются и заменять их на оптимальные из этой карточки.