Найти в Дзене
Ойратский Волк

Ойрат-монгол - руководитель Монголии (МНР) в 1952-1984 годах. Юмжагийн Цэдэнбал.

Как известно, ойраты являются одним из монгольских народов и, как народ с интересной и сложной историей, сегодня проживают на своих землях в России, Китае и Монголии. И если о ситуации в России читатели должны быть довольно осведомлены, то о положении ойратов в Китае и Монголии подробно известно не всем потенциальным читателям. В этой связи попробуем представить нашей почтенной и уважаемой аудитории политического деятеля Монгольской Народной Республики, видного активиста Совета экономической взаимопомощи (была такая международная организация соцстран когда-то) товарища Юмжагийна Цэдэнбала. Юмжагийн Цэдэнбал (вначале отчество - патроним, потом личное имя, фамилия, как правило, в Монголии не указывается/не используется) руководил Монгольской Народной Республикой более четырех десятилетий, в возрасте примерно 24 лет став генеральным секретарем Центрального комитета Монгольской народно-революционной партии (правящей партии Монголии) и до выхода на пенсию в 1984 году с должности Председателя Президиума Великого Народного Хурала Монгольской Народной Республики в возрасте неполных 68 лет. Считаясь руководителем Монголии после маршала Хорлогийна Чойбалсана (который ойратом не был), Юмжагийн Цэдэнбал фактически имел полную власть в МНР примерно с 1952-го по 1984 год, занимая должности, как уже указывалось, генерального секретаря правящей партии Монголии (1940-1954 гг.), Председателя Совета министров МНР (1952-1974 гг.), Председателя Президиума Великого Народного Хурала МНР (1974-1984 гг., должность была аналогична президентской).

Юмжагийн Цэдэнбал. Источник фотографии: Википедия.
Юмжагийн Цэдэнбал. Источник фотографии: Википедия.

Юмжагийн Цэдэнбал родился 17 сентября 1916 года в бедной семье на северо-западе Монголии (аймак Увс, ранее до 1933 года - аймак Дербет) пятым из одиннадцати детей (выжило восемь). Его семья принадлежала к одному из составляющих ойратский народ племен - дербетам, которые проживали на северо-западе территории современного государства Монголия со времен большой ойратской междоусобицы и падения Джунгарского ханства. В 1925 году (в возрасте примерно 9 лет) Цэдэнбал попал в школу, открытую в аймачном центре Улаангоме и, после окончания этой школы в 1929 году, Цэдэнбал в примерном возрасте 13 лет был направлен на дальнейшую учебу в Иркутск. Проведя около 9 лет в Иркутске и Улан-Удэ, к 1938 году Цэдэнбал хорошо освоил русский язык и окончил престижный и сейчас Финансово-экономический институт в Иркутске (сейчас это Байкальский государственный университет, //насчет престижности - автор там был и автора там все в этом убеждали//).

В 1939 году Юмжагийн Цэдэнбал вернулся в Монголию в качестве очень хорошо подготовленного по советским меркам специалиста, и в 23-24 года быстро стал руководителем Банка Монголии, заместителем министра финансов и министром финансов. Уже на следующий год - в 1940-м, он был избран генеральным секретарем правящей партии МНР //тут, конечно, можно добавить, что и нашим желающим работать в Калмыкии многим хорошим молодым специалистам так бы давали продвинуться (но тут простор для обсуждения и комментирования, автор на обладание особой, не известной широкой публике информации по кадровому вопросу в современной Калмыкии не претендует) //.

Далее, относительно работы Юмжагийна Цэдэнбала на посту руководителя Монголии можно привести цитирование из общедоступного русскоязычного источника (Википедии): "Проводил намного более мягкую политику: при нём были освобождены из тюрем многие жертвы чойбалсановских репрессий, был разоблачён культ личности Чойбалсана, однако политика Чойбалсана официально не пересматривалась. Тем не менее, именно на начало правления Цэдэнбала приходится коллективизация сельского хозяйства (осуществлённая в относительно мягких формах), при нём произошло повышение уровня жизни крестьян-скотоводов, внедрение в их среду бесплатного здравоохранения, образования, ряда социальных программ. Начал индустриализацию страны с опорой на массированную экономическую помощь СССР и ряда других стран СЭВ".

Юмжагийн Цэдэнбал в зале Правительства ГДР (Восточной Германии) в Берлине. Ориентировочно 1963 год. Источник: Википедия.
Юмжагийн Цэдэнбал в зале Правительства ГДР (Восточной Германии) в Берлине. Ориентировочно 1963 год. Источник: Википедия.

Также цитируем относительно семейной жизни Юмжагийна Цэдэнбала: "Видную роль в политической жизни Монголии играла и жена Цэдэнбала, русская Анастасия Ивановна Цэдэнбал-Филатова, с которой Цэдэнбал познакомился во время партийной учёбы в Москве" и относительно его отставки в 1984 году: "В августе 1984 года освобождён от должности Генерального секретаря ЦК МНРП, Председателя Президиума Великого Народного Хурала МНР и отправлен в Москву вместе с женой на лечение".

Относительно современной оценки вклада Юмжагийна Цэдэнбала в социально-экономическое развитие Монголии и ее политическое становление (а тут надо отметить, что современная Монголия только в 1940-х годах стала из частично признанного государства международно признанной страной и значительно позже, в октябре 1961 года - членом созданной по итогам Второй Мировой войны ООН) также процитируем Википедию: "Заслуга Цэдэнбала состоит в том что при его жизни в Монголии была произведена коллективизация сельского хозяйства, которая не сопровождалась массовыми репрессиями, массовым забоем или гибелью скота, бегством населения за границу, как это имело место в 1930-е годы, когда коллективизация, производимая Чойбалсаном, была отменена из-за совершенно катастрофических её последствий. Во второй половине 1950-х годов, напротив, опираясь на массированную экономическую и техническую помощь СССР, была создана система сельскохозяйственных кооперативов (нэгдэл), опирающаяся на сеть центральных усадеб (сомонов), где были сооружены больницы, школы-интернаты, почтовые отделения, магазины, клубы. Созданная в эти годы эффективная система здравоохранения привела к ликвидации эпидемий и социальных болезней, что привело к тому, что резко сократилась заболеваемость и смертность населения. Это привело к демографическому взрыву — население Монголии, которое до этого на протяжении всего XX века стагнировало на уровне 500—550 тыс. жителей, начало быстро увеличиваться. Созданная система народного образования впервые в истории Монголии обеспечила всеобщее среднее образование для молодёжи. Быстрый рост населения, с учётом ограниченности пастбищных ресурсов для расширения традиционного скотоводства, потребовал создания сети городов-аймачных (областных) центров, а также роста столицы Улан-Батора, но также расширялись и центральные усадьбы (сомоны). В городах и сомонных посёлках создавались учреждения и предприятия, не связанные с традиционным кочевым скотоводством, которые привлекали избыток рабочей силы. В политической области в период правления Цэдэнбала были ликвидированы последствия культа личности Чойбалсана, был урегулирован пограничный вопрос, в результате чего в 1958 году было заключено соглашение о границе с СССР и граница приобрела свой современный вид".

Конечно, надо признать, что Юмжагийн Цэдэнбал в конце жизни (он ушел из этого перерождения 10 апреля 1991 года) был сильно обижен верхушкой Монголии - в апреле 1990 года указом Президиума Великого Народного Хурала МНР он был лишен звания героя МНР, героя труда МНР, государственных наград МНР и воинского звания маршала МНР. Тем не менее, настолько настроенные против него политики не смогли эффективно развивать монгольскую экономику и на фоне катастрофического обнищания населения когда-то руководимая им Монгольская народно-революционная партия вновь пришла к власти (на этот раз путем демократических выборов) и Юмжагийн Цэдэнбал был восстановлен в своих наградах (уже посмертно). Тем не менее, насколько сложилось впечатление у автора, после нескольких десятилетий жители Монгольской Республики (в те времена МНР) с большим уважением и симпатией относятся к товарищу Юмжагийну Цэдэнбалу. В его честь названы многие улицы и поставлены памятники. Кстати, если в Элисте нет улиц с его именем - имеет смысл нашим общественникам, если есть свободное время, подумать и о таком вопросе, естественно, параллельно обратившись к монгольским общественным организациям с предложением выступить с инициативой присвоить нескольким улицам монгольских городов названия в честь выдающихся ойратов и других деятелей Калмыкии.

Памятник Юмжагийну Цэдэнбалу в Улан-Баторе, Монголия. Источник фотографии: Википедия.
Памятник Юмжагийну Цэдэнбалу в Улан-Баторе, Монголия. Источник фотографии: Википедия.