73-летний Терминатор Арнольд Шварценеггер в октябре 2020 сообщил, что перенес третью операцию на сердце. Она прошла успешно, сейчас он проходит реабилитацию и уже может покидать палату.
Оказывается, у известного актера и бодибилдера проблемы с сердцем были с рождения. С некоторыми оговорками они могли решиться еще в конце 1990-х годов, когда ему делали первую операцию.
В сердце можно было поставить механический клапан, но актер отказался. KinoBugle.ru выяснил - почему.
В чем проблема?
В конце 1970-х годов Шварценеггер отвез свою мать Аурелию на обследование в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Где обнаружилось, что в ее сердечном аортальном клапане две створки вместо положенных трех.
Так как подобная патология может передаваться по наследству, бодибилдер решил обследоваться. Результаты подтвердили опасения – порок сердца есть и у Арнольда.
В некоторых случаях с такими отклонениями можно жить. Зачастую проблема себя никак не проявляет, и ее обладатели даже не знают о ней.
Но так как Шварценеггер на тот момент активно занимался спортом и подвергал себя большим нагрузкам, за сердцем потребовалось установить регулярное наблюдение. С тех пор актер ежегодно проверялся, пока в 1994 году, доктор не объявил ему о том, что сердце перестает справляться - требуется операция.
Актер предложил провести ее через несколько лет, что было допустимо по медицинским показателям, и в 1997 году, после выхода «Бэтмена и Робина» лег на операционный стол.
Выбор метода
Как уже было сказано, у здоровых людей клапан имеет три створки.
Они открываются и смыкаются в определенный момент и обеспечивают передвижение крови в одну сторону. На момент операции Шварценеггера, практиковалось два метода исправления порока.
Первый – вживление механического клапана.
Способ проверенный и широко практикуемый. Из плюсов - разовость такой операции – после установки человек живет с пластмасской в сердце до конца своих дней без дополнительных вмешательств.
Но и серьезные недостатки тоже присутствуют.
Во-первых, звук открытия и закрытия створок клапана будет слышен на расстоянии примерно двух метров от человека.
Во-вторых, такому человеку до конца жизни предстоит принимать антикоагулянтные препараты – лекарства, влияющие на свертываемость крови и повышающие риск возникновения кровотечений.
Второй способ - операция Росса, которую некоторые врачи по сложности сравнивают с пересадкой сердца.
У пациента вырезается клапан легочной артерии (идентичный по строению с аортальным) и ставится на место проблемного аортального.
А на место легочного вшивают клапан мертвого человека (гомографт). Этот способ позволял вернуться к полноценной жизни почти без ограничений. Но при этом, через 10-14 лет потребовалась бы повторная операция. (Сейчас биотехнологии шагнули вперед, и при нынешнем уровне медицины повторная операция бы не требовалась).
Шварценеггер расценил, что механический клапан сильно ухудшит качество его жизни и не позволит заниматься спортом, а, возможно, и лишит работы. Он решил воспользоваться методом Росса, здраво предположив, что, когда придет срок новой операции, медицина может придумать что-то новое.
При этом, даже своей тогдашней жене Марии Шрайвер он ничего не сообщил об операции, сказав, что едет в отпуск.
Как прошло
Нельзя сказать, что хирургическое вмешательство прошло успешно. Как рассказывает сам Шварценеггер, он очнулся весь окутанный проводами, и напичканный дурманящими сознание обезболивающими.
Через какое-то время он начал кашлять и задыхаться, а в легких образовалась жидкость.
«Пришел доктор и сказал, что операция не удалась, поэтому нам нужно ее повторить. При этом мы никогда не проводили такую операцию дважды на одном пациенте в течение суток. В связи с этим риск неудачи и вероятность смерти увеличивается с 6% до 12%.
А я под этими медикаментами находился в таком состоянии, что просто ответил им: сделайте это и все. Но несмотря на свое полусознание, я понимал, что настроения среди врачей изменились. Они теперь не были веселыми и позитивными, как в начале, теперь в них чувствовалась очень-очень серьезная сосредоточенность», - сказал актер.
В итоге все прошло хорошо, а сам Шварценеггер получил модификацию сердца, с которой проходил больше 20 лет - дольше любых самых благоприятных прогнозов.
Что сейчас?
В 2018 году пришло время заменить донорский легочный клапан, который прослужил дольше, чем по самым оптимистичным прогнозам.
И тогда эта процедура пошла не совсем по плану – вместо микрохирургической операции, медикам пришлось вскрыть грудную клетку и работать с открытым сердцем.
Когда все успешно завершилось, актер прокомментировал это своей коронной фразой из «Терминатора»: «Я вернулся».
А несколько дней назад актеру заменили и аортальный клапан, который первый раз меняли в 1997 году.
«Благодаря команде Кливлендской клиники у меня появился новый аортальный клапан наряду с легочным клапаном, поставленным в прошлой операции. Я чувствую себя фантастически и уже гуляю по улицам Кливленда, наслаждаясь вашими удивительными статуями. Спасибо всей команде докторов и медсестер», - написал актер в своем Twitter.
Сейчас Шварценеггеру 73 года. Он до сих пор продолжает сниматься в кино и вести активный и публичный образ жизни.
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
Поставьте лайк, если вам было интересно, или дизлайк, если не согласны с автором статьи.
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ:
- Как Лоренс Фишберн отсудил компенсацию за то, что его в последний момент заменили в «Крепком орешке 3»