Иное строительство требует от инженеров всевозможной изобретательности.
Как раз такой проект реализуется сегодня в итальянских Альпах. Там строители заморозили грунт до минус 35 °С, чтобы пройти отрезок Бреннерского туннеля под рекой Изарко.
Строители создали «искусственный холодильник» - выбурили четыре шахты глубиной до 25 м. Через них установили систему труб в грунте, по которой циркулирует жидкий азот температурой -196°С. Дождались, пока почва остыла до -35°С, замерзнув окончательно.
Благодаря такой технологии замораживания грунта под рекой Изарко уже пробурены первые несколько метров туннеля. Для дальнейшей проходки «холодильник» продолжает морозить землю.
Подробности леденящего реку строительного проекта
Как проложить туннель всего в нескольких метрах ниже порогов альпийской реки?
Надо построить четыре туннельные трубы, которые пройдут под рекой, а также под двумя основными дорогами на одной стороне реки и под существующей наземной железнодорожной линией на другой стороне.
Первоначально в проекте был указан метод cut-and-cover - выкапывание траншеи и прикрытие конструкций крышей. Но для этого потребовалось бы дважды сдвинуть реку и понизить уровень грунтовых вод на 20 м.
Консорциум подрядчиков предложил альтернативу - замораживание грунта, что устранило воздействие на окружающую среду и русло реки и связанный с ним подземный водоносный горизонт. Рыба в реке никак не пострадает 😃
Для замораживания грунта сделаны четыре огромные шахты глубиной 25 м, эллиптические в плане, для размещения различных направлений четырех туннельных труб.
Находятся - по две с каждой стороны реки.
По периметру «холодильных» шахт установлены 66 труб и 88 морозильных зондов длиной до 35 м.
Рассказывает Маурицио Ферреро, инженер-геотехник:
«Мы по сути делаем гигантскую трубу изо льда, а затем собираемся копать внутри. Толщина «ледяной трубы» по бокам и дну составит 1 м, но поскольку русло реки находится всего на 5-8 м выше бурения, то и верхняя ледяная часть будет вдвое толще».
Земля будет оставаться замерзшей до тех пор, пока не будут завершены все сооружения под руслом реки, поэтому леденящий раствор круглосуточно циркулирует в контуре охлаждения.
Предстоит сделать четыре туннельных трубы под рекой - длиной от 56 до 63 м.
Строительство каждой из них займет четыре месяца. Закончат в 2021 году.
После нескольких месяцев подготовки первые несколько метров туннеля уже пробурена под рекой.
Рассказывает Маурицио Ферреро, инженер-геотехник:
«На этом участке было завершено около 3 км из 6 км туннелирования. Мы сделали самую легкую часть, которая проходила через скалу. Мы проходили до 10 метров в день.
Для подземного перехода реки в аллювиальной (илистой) почве производительность снизится всего до полуметра в день».
Вот так будет выглядеть «подводное» туннельное царство после бурения под рекой.
После завершения строительства в 2022 году туннель Бреннера будет связан с существующей железнодорожной станцией в Фортецце.
Стоимость сложного речного транзита для Brenner Base Tunnel - 303 миллиона евро.
Подписывайтесь на Телеграм-канал Лахта Центра
https://t.me/lakhtacenter