«Времена не выбирают, в них живут и умирают» - писал классик.
Пандемия диктует нам новые непривычные для многих условия работы. Те, кто вовремя сориентировался и перешел на онлайн преподавание, оказались на гребне волны. Те же, кто до последнего водил носом и фыркал от фразы «онлайн обучение», вынуждены были признать своё фиаско и в срочно порядке идти учиться работать в новых непривычных условиях.
Какими же навыками должен обладать современный онлайн преподаватель?
Делюсь своим 5-летним опытом дистанционной работы.
1. Умение справляться со стрессом - STRESS MANAGEMENT
Работа онлайн сопряжена с большим количеством независящих от вас обстоятельств. Неустойчивое интернет соединение, погодные условия, неполадки с техникой— всё это накладывает свой отпечаток не только на ход занятия, но и на эмоциональное состояние преподавателя. Как опытный онлайн преподаватель хочу заверить тех, кто только осваивает эту сферу, что избежать выше указанных факторов иногда просто невозможно, поэтому в случае, если вас подвела техника и занятие пришлось отменить, то завариваем себе чашечку чая, делаем глубокий выдох и отпускаем ситуацию, потому что в онлайн преподавании есть факторы над которыми мы не властны.
2. Умение импровизировать
Импровизация в целом частое явление в жизни любого преподавателя. Зачастую ход урока может в корне измениться из-за заданного учеником вопроса. Однако, в онлайн преподавании импровизировать приходится чаще, всё по тем же причинам, которые были указаны в пункте первом. Допустим, вы заранее выслали ученику документ, а у него не открывается файл или вы рассчитывали провести онлайн тест, а ученики не могут выполнить его с мобильного устройства. Это лишь несколько примеров довольно часто возникающих ситуаций. Если что-то идет не по плану, умение импровизировать спасёт ситуацию.
3. Умение справляться zoom fatigue
С началом пандемии в английский язык вошел новый термин — Zoom fatigue (синдром хронической усталости от ZOOM). Теперь, когда мы не ходим на работу, а проводим занятия не выходя из дома, дом стал восприниматься нами не как место отдыха, а как место работы, что накладывает определенный эмоциональный отпечаток. Кроме того, дистанционная работа отличается от реального общения в классе. Даже при самом скоростном интернете задержка по звуку составляет от нескольких сотых до нескольких десятых секунды, что приводит к ощущению недружелюбной настроенности собеседника и повышенной утомляемости. Добавьте к этому тот факт, что часто вы общаетесь с черным экраном — тот случай, когда студент просто не посчитал нужным включить камеру (или не имел техническую возможность). Лучшим способом снять напряжение в данной ситуации — это делать перерывы после каждого занятия не менее 20 минут, во время которых стараться не находиться возле компьютера.
Очевидно, что переход на онлайн обучение в скором будущем перестанет носить временный характер. В этой связи нам, преподавателям, нужно учиться жить и приспосабливаться к реалиям нового времени. Главное, о чем необходимо помнить — в мире компьютеров и искусственного интеллекта мы живые уязвимые люди, которым необходимо отдыхать и восполнять силы.
Спасибо за внимание! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и не забывайте ПОДПИСЫВАТЬСЯ!