С середины ХХ века после испытаний атомной бомбы и нарастания экологических угроз многих людей начала волновать возможность конца света из-за этих причин. А когда до широкой общественности дошла информация о генетических мутациях из-за радиации и загрязнения среды, то в общественном сознании стали возникать образы монстров, порождённых ими. Ряд таких фильмах был нами приведён в материале «12 фильмов 70-х, где природа мстит человеку: части первая и вторая». Сегодня сосредоточимся на таких старых картинах, где жанр постапокалипсиса соединяется с хоррорами на тему животных-мутантов. И вспомним не самые известные среди них, по одному из разных десятилетий от 50-х до 90-х.
1. «День, когда Земле пришёл конец» (1955)
Классика подобных киносюжетов. Независимая и практически безбюджетная постановка Роджера Кормана о мире, погибшем в результате ядерной войны. Выжила только небольшая горстка людей (их защитили от радиации окружающие долину горы. Оцените уровень научного мышления создателей). Однако в ближайших лесах заводится чудовищный трёхглазый монстр-мутант, нападающий на людей.
Его облик, как и внешний вид многих других тварей из фильмов Кормана, стал культовым и много раз пародировался в дальнейшем.
2. «Путешественники во времени» (1964)
Группа учёных находит способ видеть другие времена на экране своего устройства. Оказалось, его экран действует как портал, через который можно и пройти, что случайно и происходит с электриком, заглянувшим в лабораторию. А ученые отправляются его спасать и так оказываются в будущем. В нём неспокойно: планета уничтожена ядерной войной. Землю населяют лысые и здоровые мутанты (их роли исполнили игроки баскетбольного клуба «Лос-Анджелес Лейкерс»), а под землей скрываются учёные, которых охраняют андроиды.
👺 на канале можно ещё почитать о пятёрке фильмов 60-х, похожих на «Фантомаса»
3. «Избранные» (1974)
Это технотриллер о жизни замкнутой группы людей в футуристическом постъядерном убежище. Оказывается, в подземных пещерах обитают полчища мутировавших летучих мышей-вампиров, которые по ночам проникают через вентиляционные отверстия к людям и закусывают их до смерти. Как они под землёй отличали день от ночи и чем питались, пока им не подвезли персонажей, – загадка. При этом летучие мыши не выглядят страшно, и кадры их налетов вызывают ассоциации с Джонни Деппом, размахивающим мухобойкой в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе».
🧛♂️на канале ещё есть любопытная подборка о странных вампирских фильмах 70-х
В фильме неплохая операторская работа. Иначе и быть не могло, учитывая, что всё действие происходит в ограниченном пространстве одних и тех же коридоров и отсеков. При этом музыка представляет собой набор лайбрери-фанковых клише (тот же композитор Фред Карлин писал саундтреки для немного похожих «Мира Дикого запада» и «Мира будущего»). Так что вся атмосфера создаётся за счет ракурсов, фильтров, движений камеры и монтажных приемов.
4. «Крысы: Ночь ужаса» (1984)
События фильма разворачиваются в 2230 году, спустя двести лет после гибели человечества в ядерной войне. Мы наблюдаем за группой байкеров, которые приезжают в заброшенный город и пытаются переночевать в пустом доме. Однако он не такой уж пустой: здесь хозяйничают полчища кровожадных крыс. Понятно, что часть персонажей гибнет за эту ночь от зубов крыс. Но и сами зверьки оказались не так уж просты: похоже, они теперь готовятся стать хозяевами Земли.
5. «Монстры» (1993)
Это низкобюджетная отечественная хоррор-фантастика о том, что в окрестностях Чернобыльской атомной станции стали появляться огромные кровожадные мутанты.
Сегодня фильм является практически культовым, правда, в основном из-за своих трэшевых качеств: он довольно коряво снят, что не отменяет определённой постапокалиптической атмосферности.