Фильм «Тупик» вышел на экраны в 1966 году и явил собой один из первых выразительных примеров творчества режиссёра Романа Полански. Оригинальность сюжета, манера съёмки и композиционное сопровождение подкупают зрителя с первых же минут киноленты.
Двое гангстеров в спешке возвращаются после неудачного «дела» по пустынной местности. Один из бандитов ранен тяжело, второй немного повредил руку. Этот второй нагло врывается в одинокий дом на холме, выполненный в старинном замковом стиле. Здесь гангстерюга обнаруживает чету из мягкотелого мужчины с поэтичной натурой и его молодой женщины, как выражаются иногда, «слабенькой на передок».
И всё вроде бы очевидно, что будет дальше, казалось, не нам, пресыщенным безобразиями двадцать первого века, рассказывать, однако, суть оказывается гораздо глубже. Бандюга здесь - человек с личным кодексом чести, со своими принципами и правилами жизни. Он легко подчиняет себе волю мужа с «тонкой душевной организацией» и его строптивую жену. Зрителю остаётся лишь затаив дыхание ждать, что же коварный злодей станет делать дальше…
Фильм наполнен иллюстрациями по теме гендерной психологии, режиссёр виртуозно затрагивает моменты мужской и женской привлекательности: как сильно проигрывает красивый, ухоженный и застенчивый по натуре, boy на фоне брутального, грязного мужлана, уверенность в себе у которого просто зашкаливает; и насколько обманчивой может быть женская красота, вызывающая невольные мысли о чём-то «чистом и непорочном».
В некоторой степени в фильме также затронута и тема безумия, кою Полански так виртуозно раскрутит в дальнейших своих картинах.
В общем, «Тупик» лишний раз убедил меня в том, что самое лучшее кино уже давно снято и шедевры среди новинок в наше время стоит искать лишь в самую последнюю очередь.