Найти тему
ВВС Северного флота

Самолеты ВВС Северного флота. Истребитель МиГ-3.

В составе ВВС Северного флота советские истребители МиГ-3 были в 72-ом САП, куда они поступили в июле 1941 года в количестве 10 шт.

По имеющимся у меня данным, они были получены от промышленности с завода № 1. По данным с сайта ava.org.ru - прибыли с экипажами из ВВС Черноморского флота. Хотя, возможно, что самолеты были получены новые, а вот экипажи уже были набраны в ВВС ЧФ.

МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.
МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.

Как-то раз я даже сделал масштабную модель этого МиГ-3 с бортовым номером "77", о которой есть отдельная статья "Модель самолета МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ".

Масштабная модель (масштаб 1/72) самолета МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ. Автор Сергей Красильников, фото автора.
Масштабная модель (масштаб 1/72) самолета МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ. Автор Сергей Красильников, фото автора.
Из новых истребителей была организована в составе полка «Группа МиГ-3», это говорит о том, какое особое значение придавало наше командование поступлению новой скоростной авиационной техники. Несколько дней ушло на сборку самолётов, их облёты и первые боевые вылеты флотские МиГ-3 совершили 18 июля.
Из книги А. Марданова "Война в Заполярье. 1941 год."

Но уже к лету 1942 года было безвозвратно потеряно 6 или 7 самолетов. И в апреле 1943 года 3 оставшихся МиГ-3 были переданы в состав 12-ой ОИАЭ ВВС КБФ.

Хотя, тут есть один интересный момент - по информации с того же сайта ava.org.ru, в составе 255-го ИАП ВВС СФ в январе 1943 года числились три неисправных истребителя МиГ-3. И, возможно, это были именно те три самолета, которые потом передали потом в ВВС КБФ. То есть, вероятно, что из 2-го ГвИАП ВВС СФ (бывшего 72-го САП) в 12-ю ОИАЭ КБФ самолеты МиГ-3 прошли транзитом через 255-й ИАП.

Дополнительно

Хочется отметить, что на самолете МиГ-3 воевал будущий Герой Советского Союза - летчик 72-го (в дальнейшем 2-го ГвИАП) ВВС СФ - Захар Артёмович (Артемьевич) Сорокин.

Лейтенант З.А. Сорокин на фоне истребителя МиГ-3. Аэродром Ваенга, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.
Лейтенант З.А. Сорокин на фоне истребителя МиГ-3. Аэродром Ваенга, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.
На старт выруливает младший лейтенант З.А. Сорокин на истребителе МиГ-3 с бортовым номером 71 из состава 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга, июль 1941 года. Фотография из открытых источников из собрания автора.
На старт выруливает младший лейтенант З.А. Сорокин на истребителе МиГ-3 с бортовым номером 71 из состава 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга, июль 1941 года. Фотография из открытых источников из собрания автора.

И, вероятнее всего, именно лейтенантом З.А. Сорокиным (на МиГ-3) 19 июля 1941 года в воздушном бою был подбит (сбит) "Мессершмитт" Bf-110C-4 №3588 с бортовым кодом «LN+DR»‚ который совершил вынужденную посадку западнее Кольского залива. Экипаж сбитого самолета через пять дней был взят в плен. А сбитый самолет - перевезен в Мурманск.

Про этот "Мессершмитт", в том числе, была опубликована статья на этом канале - "Парочка потерянных немцами в Заполярье Bf.110, обломки которых были выставлены на всеобщее обозрение"

-5

При подготовке этой статьи использованы материалы с сайтов sk16.ru, ava.org.ru, и информация из книги А. Марданова "Война в Заполярье. 1941 год."

Посмотреть, о каких самолетах, воевавших в составе ВВС Северного флота, я уже написал, и о каких планирую еще написать, можно ЗДЕСЬ.