Публикация, как и прежние подобные рубрики, несёт краткий информационный обзор. Однако на сей раз материал ещё более сжатый, по причине того, что озвученный ниже список за последние четверть века не проверялся, да и фото в архивах сложно найти. В 90-е г.г. народ не был вооружён гаджетами, которые облегчают жизнь. Да и кто мог тогда подумать.... Надеемся на понимание нашего благодарного и понимающего читателя.
ДЖАБРАИЛ (Cəbrayıl), город, который в период оккупации называли Джракан или Мехакаван (до 2020 года), располагается на лоне гор Малого Кавказа.
Джабраил и его окрестности входили в состав Карабахского беглярбекства до середины 18 века, когда стал часть Карабахского ханства. Соответственно уже в 19 веке в составе Российской империи.
Небольшой город появился на месте основанной ещё в 8 веке деревни Джебраил. А заложил её Джебраил-ата, один из самых приближенных людей правителя этих мест Султан Ахмеда. Согласно преданиям, все земли от горы Зиярет до реки Аракс принадлежали ему и его сыновьям. А земля Джабраила и его окрестностей изобилует цементными, мраморными, распиловочным камнем и другими ценными строительными материалами. В Джебраиле широко использовалась сеть подземных водопроводов, построенных в Азербайджане в I в. н.э. В Джабраиле насчитывается 360 источников родниковой воды.
Как и по всему Азербайджану, в Джебраиле развито ковроткачество. Существует Джебраильская школа ковровых изделий: «Гасымушагы», «Кюрд», «Гарагоюнлу», «Бехменли», а также безворсовыми коврами зили, чувал, чул, мефредж, хейбе, хурджун, верни, асмалыг, палаз, килим, джеджим.
Джабраил богат не только полезными ископаемыми, но и памятниками средневековья.
Худаферинский мост состоит из двух монументальных средневековых моста (11-13 вв.), перекинутые через реку Аракс у селений Гумлак и Худаферин. Предположительно мост был построен некем Фазл ибн Мухаммадом из династии Шеддадидов из Гянджи в 11 в.
Восьмиугольные гробницы в деревне Худъярлы 17 века.
"Даиряви тюрбя" 14 века захоронение в деревне Шыхлар.
Развалины поселения Шяхярчик в селении Шыхлар относятся к средневековью.
Поселение Дулусхана средневековья находится в селе Шыхлар.
Фигура каменного барана в селе Шыхлар.
Пещера Шыхлылар каменного века находится в одноимённом селении.
Девичья Башня 12 века и поселения (17-18 в.в.)в местности Дири Даг.
«Гала» в селе Сирик и старое кладбище средневекового периода.
Пещера "Дивляр Сараи" в селе Дагтумас
Циклопические сооружения в деревне Татар "Тумас-ата".
Купол и захоронение 13-14 в.в. в селении Дагтумас
Памятник Орхонской письменности в Агоглане.
Пир Гаджи Гараман в деревне Чялябилярин (Чаляби использовали как титул правителей, означающее "знающий, поэт"). Это относится к 13-14 векам, период монгольских завоеваний, а также последующих тюркских завоеваний.
Мечеть Гаджи Гарамана (в честь одного уважаемого жителя из тюркских огузских племен, служащего тогдашним правителям ) превратилась со временем в Пир и стала местом паломничества в деревне Чялябиляр.
Мечеть Мухаммеда ибн Гаджи Гараман Ахмедли в том же селении Чяляби 1678 года.
Мечеть Cултан в городе Джабраил.
Мечеть 19 века в деревне Сулейманлы
Мечеть 19 века в селе Мярзякенд.
Мечеть 19 века в селе Папы.
Мечеть в селе Дашкесан.
«Султан Аллахверди Хамамы» 19 века находятся в Джабраиле.
Гробницы и мавзолеи на турецком кладбище.
Пир Джабраил-ата расположен на севере Джабраила.
Пир "Гара Даш", расположенный в центре Джабраила, является местом поклонения.
Святилище и некрополь Агоглан доисламских верований относятся к раннему средневековью и располагается в городе Джабраил. Позже святилище было адаптировано местными мусульманскими паломниками.
Пир "Гурбан тяпя" некогда был почитаем среди Кавказских Албанцев, поклонявшихся Солнцу и Луне. Традиции сохранились даже до 19 в., несмотря на то, что монотеизм прочно вошел в жизнь местных жителей. Название связано с местом, где приносили в жертву жертвенное животное по праздникам.
Пир Мязаняня , по сведениям историков, было языческим храмом в честь матери бога тюркоязычных племён, подтверждающего эпоху матриархата в древности. Располагалось место паломничества рядом с одноимённой деревней.
Старое кладбище 8-9 в.в. (сохранилось с надписями могила Азиз ибн Сеййид Аль-Мухаммед 9 в.) вблизи деревни вблизи селения Мязаняня.
В поселении Мярмярняня находится захоронение, которое жители соседнего селения Хасанлы, считают могилой матери Мязаняня.
Курганы Нифталы бронзового века находятся в деревне Худъярлы,
Курганы Кархулу в одноимённом селении относится к бронзовому веку.
Курганы "Джангулу" и "Гуштяпя" в деревне Махмудлу эпохи бронзового века.
Курганы Шыхлы бронзового века найдены были в одноимённой деревне.
Холмы Имангазан, относящиеся к бронзовому веку, расположены в селении Шыхлы.
Курганы Месджидтяпя бронзового века находятся в деревне Галачыг.
Галадаг -маленькая крепость и поселение раннего средневековья в селе Галачыг.
Курганы и поселение Гышлаг относятся к концу бронзового и началу железного века.
Курганы Ховузлу в одноимённом селении конца бронзового и начала железного века.
Джинлитяпя, поселение железного века, находится в деревне Ховузлу.
Холм Торагай и поселение начала бронзового века находятся в селении Шякярбяйли.
Строение Сигеона на горе Гызылгая вблизи села Татар
Джебраил – родина прародителя ашугов Ашуга Гурбани, Ашуга Пери, Мугрум Керима, Ашуга Хумая, Ашуга Абдуллы и других народных мастеров.