В XIV веке в европейской рыцарской литературе появились новые герои - "девять мужей славы" - воины древности, прославившиеся своими благородными делами и трудами (в том числе и на поле брани) по совершенствованию мира. Кто из писателей стал автором этой "великолепной девятки" не понятно, наиболее вероятные авторы - итальянский монах Якопо да Варацце, составитель описания жизни святых, и поэт Жак де Лонгийон, автор романтической поэмы "Обет павлина" (оба произведения начала 14 века). Этих праведных воинов должен был избрать для подражания каждый желающий стать рыцарем и защитником христианской веры.
Позже этих героев могли называть "девять принцев", "девять храбрецов", но наиболее часто "девять достойных"(англ. - "the Nine Worthies"). В число "девяти достойных" входили:
- трое праведных язычников - Гектор, Юлий Цезарь, Александр Македонский,
- трое достойных иудеев - Иисус Навин, царь Израиля Давид, Иуда Маккавей,
- и трое великих христиан - легендарный вождь бриттов король Артур, основатель Франкской империи Карл Великий и Годфрид Бульонский.
Европейские геральдисты древности, считали, что герб настолько обыденный и привычный всем атрибут, что наделяли собственными гербами всех подряд, от прародителя человечества Адама до Иисуса Христа. Не обошли геральдическим вниманием и "девять достойных", хотя все они жили еще до наступления геральдической эры и настоящих гербов иметь не могли. Но все равно в искусстве "девять достойных" часто изображались в полном вооружении, с гербами на боевых щитах.
Гектор Троянский
Легендарный предводитель троянцев Гектор - один из персонажей Гомера. В средневековой Европе Гектор почитался гораздо больше Ахиллеса, победившего Гектора в битве. Но победа Ахиллеса была достигнута нечестным путем, в пылу боя сама богиня Афина подала Ахиллесу копье, только так он смог одолеть соперника. С идеалами рыцарства такой бесчестный поступок не вязался, поэтому Ахиллес был отправлен древними авторами в бан.
Гектора древние геральдисты наградили, наверное, большим среди всех девяти героев количеством гербом. Иногда его герб - два золотых бросающихся друг на друга льва в красном или черном поле (видимо намек на смертельный бой Гектора и Ахиллеса). Иногда - в золотом поле красный лев, сидящий на троне и держащий в лапах алебарду или меч (очень похожий герб художники иногда давали и Александру Македонскому).
Несколько гербовников дают для Гектора черный усеянный трилистниками щит с золотой перевязью, на которой могут быть либо три черные львиные лапы, либо лев целиком.
Александр Великий
Выдающемуся завоевателю древности Александру Македонскому приписывали различные гербы: наиболее древний - грифон. Именно такой герб изображен на скульптуре в Кёльнском соборе, позже золотой грифон на черном щите как герб Александра Великого изображался и в европейских гербовниках.
Другие варианты герба Александра: в красном щите золотой лев, держащий двумя лапами топор, лев на троне c алебардой в лапах (на мой взгляд, очень красноречивый сюжет, описывающий качества Александра Македонского - король-лев на троне), в золотом поле красный лев с голубыми когтями и языком, в красном поле два борющихся золотых льва, в красном поле три золотых короны, в черном поле серебряный волк и т.п.
Юлий Цезарь
Юлий Цезарь считался прямым предшественником императоров Священной Римской империи германской нации, поэтому вполне справедливо, что ему приписывали имперский герб тех лет - черного двуглавого орла на золотом щите.
Но иногда встречался другой вариант - черный дракон, как будто взятый из герба другого героя - Иисуса Навина.
Царь Израиля Давид
Ко второму царю Израиля Давиду в средневековье было особое отношение, т.к. согласно древним пророчествам именно из мужского потомства царя Давида должен был появиться мессия - Иисус Христос.
Царь Давид обладал множеством талантов, был музыкантом и поэтом, сочиненные им псалмы до сих пор используются в богослужениях.
Поэтому его вымышленный герб, наверное, самый постоянный среди гербов "девяти достойных". Главная деталь герба Давида - золотая арфа, на которой царь умел играть. Цвет щита мог меняться: он мог быть красным, голубым, иногда щит имел зубчатую кайму.
Только в Гербовнике Конрада Грюненберга арфа потеснилась и дала в щите место чёрному и красному полям с золотым зигзагом. Что бы это могло значить, не понятно.
Иисус Навин
Иисус Навин - легендарный предводитель еврейского народа ветхозаветных времен, преемник Моисея, одержавший множество побед над ханаанскими племенами в Земле Обетованной, в средневековой символике использовался довольно часто, обозначал храброго преданного идее воина. Напомним, что на знаменитом сохранившемся до нашего времени знамени Минина и Пожарского изображен именно Иисус Навин.
Наиболее древний вариант герба, приписываемого Иисусу Навину - дракон, иногда золотой в зеленом поле, иногда зеленый на серебре. Также в нескольких источниках подобный дракон имеет черный цвет и расположен в поле, разделенном серебряными и красными ромбами. Позже Иисусу Навину дали герб с тремя головами быков на синем поле..
Иногда встречается другая разновидность герба - в щите золотое солнце. Видимо это намек на то, что Иисус Навин смог во время битвы остановить на небе Солнце, дабы преследуемые им противники не смогли воспользоваться ночной тьмой.
Иуда Маккавей
Иуда возглавил восстание евреев против Антиоха Эпифана, решившего заменить иудаизм греческим языческим культом. За безрассудную смелость и безжалостность к врагам он получил прозвище "Маккавей" (кузнечный молот). Считался одним из первых рыцарей-защитников веры.
На многих вариантах герба Иуды Маккавея изображаются две или три черных птицы (видимо вороны). Иногда встречается золотой лев с человеческой головой в характерном еврейском головном уборе, иногда серебряный грифон.
На некоторых фресках гербом Иуды Маккавея назван крылатый дракон. Но скорее его виновата путаница с гербом Иисуса Навина, гербом которого на тех же фресках назван черный ворон в золоте.
Император Карл Великий
Карл Великий (ок. 742 - 814 гг), он же Шарлемань, король франков, за свою жизнь значительно расширивший владения королевства, подчинивший Италию, Германию, славянские государства, и даже признанный в 800 году императором Запада.
Практически во всех древних изображениях герб Карла Великого представляет собой рассеченный пополам щит, в первой части в золоте половина черного орла, во второй части в голубом поле золотые лилии. То есть в одном щите объединены герб Римской империи (орел) и современный художникам герб Франции (лилии). Такой сюжет герба Карла появился в европейской геральдике, конечно же, гораздо позднее смерти императора, но все же до появления концепции "девяти достойных". То есть в каком-то смысле это был исторический герб.
Количество лилий во французской части щита Карла Великого могло меняться, также как могли добавляться мелки детали: кайма, ромбы и др. В Гербовнике Конрада Грюненберга поле "французской" части щита серебряное, но вряд ли это имело принципиальное значение.
Король Артур
Король Артур - легендарный предводитель рыцарей Круглого стола, выражавших главные добродетели и рыцарские идеалы. В древних гербовниках гербом Артура стал другой вариант красный либо синий с коронами. Видимо, короны символизировали особое привилегированное положение праведного короля Артура среди других королей. Корон может быть как три, так и множество, расположены они могут быть и в ряд, и в "столбик" и "одна под двумя".
Менее популярный вариант - золотой (иногда заостренный) крест в синем поле, он встречался в Гербовнике Конрада Грюненберга и в его "клоне" - гербовнике Вернигероде. И совсем уж редкий вариант герба Артура - черный имперский двуглавый орел.
Самая новая версия герба короля Артура, как это ни странно, наиболее исторически обосновано (если, конечно, такое понятие можно применить к литературному герою). В английской романтической литературе XIII века был описан щит короля Артура "Прайдвин", на нем изображалась Богоматерь. Сейчас этот щит реконструируют как зеленый с прямым серебряным крестом и Богоматерью в верхней четверти.
Годфрид Бульонский
Герцог Годфрид Бульонский был одним из лидеров 1-го крестового похода. После завоевания крестоносцами Иерусалима и освобождения Гроба Господня Годфрид возглавил Иерусалимское королевство. По легенде Годфрид не решился принимать золотую корону в городе, который помнит царя царей Христа и ограничился титулом барона и "хранителя и защитника Гроба Господня". Поэтому на некоторых изображениях он изображен увенчанным венком из листьев и плодов, либо терновым венком, а не короной.
Средневековая историография утверждает, что собравшиеся бароны дабы отличить подвиги Годфрида Бульонского от всех прочих решили составить для него "неправильный", а потому неповторимый герб, разместить золотые кресты на серебряном поле (что вообще в геральдике делать было запрещено). Такой крест позже получил наименование "иерусалимский крест". Центральный крест стал символизировать Христа, а четыре сопровождающие его маленькие крестики - четырех евангелистов.
Готфрид происходил из города Бульон (Буйон), что на юге Бельгии. Поэтому иногда в гербовниках иерусалимский крест дополнялся гербом Фландрии (в черном поле золотой лев) или родовым гербом графов Бульонских (в красном поле серебряный пояс), или гербом герцогов Нижней Лотарингии (в красном поле серебряный пояс, поверх всего геральдическая фигура из восьми сложенных розеткой скипетров).
Только в гербовнике Конрада Грюненберга (1483 г.) почему-то Готфриду Бульонскому дан французский королевский герб - три золотые лилии на синем поле ...
Кстати в конце того же XIV века появился точно такой же перечень девяти героических женщин прошлого, и у каждой тоже был свой герб. Но это уже другая история.
Источники рисунков:
[1] Сирия гравюр Виргилиуса Солиса, Цезарь и Иисус – двое из «Девяти героев». ок. 1550 г.
[2] Гербовник Вернигероде, Шаффхаузен, 1475-1500 гг. // Баварская госбиблитека, Мюнхен
[3] "Сент-Галленский кодекс". Wappenbuch des St. Galler Abtes Ulrich Rösch, 2-я половина 15 в.
[4] Sammelband mehrerer Wappenbücher, Аугсбург (?), 1530
[5] Еще один. Sammelband mehrerer Wappenbücher, Аугсбург (?), 1530
[6] Гербовник Ханса Ингерама "Ingeram-Codex", 1459 г. Музей Вены.
[7] Гобелен с изображением девяти достойных из музея "Метрополитэн" в Нью-Йорке. ок. 1385-1410 гг.
[8] Рисунок в рукописи Томаса из Салюццо "Le Chevalier errant" ок.1403-1404 гг. Париж.
[9] "Девять достойных", фреска неизвестного мастера в замке Кастелло-делла-Манта, Италия, ок. 1420 г.
[10] Гербовник "Livro do Armeiro-mor", главного герольда Португалии Жуана до Кро, 1509 г
[11] Девять достойных, гравюры Роберта Виса. Швейцария.
[12] Гербовник Корнада Грюненберга. 1483 г. // Баварская библиотека, Мюнхен.
[13] Фрески в замке Кастельнуово (Villa Castelnuovo), ок 1440-1445 гг., Пьемонт, Италия
[14] Гравюра Ханса Бургкмайера, 1519 г.
***
Читайте на канале - "Почему Северная Македония до сих пор использует советский герб"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.