Найти тему
Гербы, флаги, знамена

"Девять достойных": три язычника, три иудея и три христианина

Оглавление
Фрески анонимного мастера в Кастелло-делла-Манта (Пьемонт)  1420 г.  Слева направо Иуда Маккавей, король Артур,  Карл Великий и Готфрид Бульонский
Фрески анонимного мастера в Кастелло-делла-Манта (Пьемонт) 1420 г. Слева направо Иуда Маккавей, король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский
В XIV веке в европейской рыцарской литературе появились новые герои - "девять мужей славы" - воины древности, прославившиеся своими благородными делами и трудами (в том числе и на поле брани) по совершенствованию мира. Кто из писателей стал автором этой "великолепной девятки" не понятно, наиболее вероятные авторы - итальянский монах Якопо да Варацце, составитель описания жизни святых, и поэт Жак де Лонгийон, автор романтической поэмы "Обет павлина" (оба произведения начала 14 века). Этих праведных воинов должен был избрать для подражания каждый желающий стать рыцарем и защитником христианской веры.

Позже этих героев могли называть "девять принцев", "девять храбрецов", но наиболее часто "девять достойных"(англ. - "the Nine Worthies"). В число "девяти достойных" входили:

  • трое праведных язычников - Гектор, Юлий Цезарь, Александр Македонский,
  • трое достойных иудеев - Иисус Навин, царь Израиля Давид, Иуда Маккавей,
  • и трое великих христиан - легендарный вождь бриттов король Артур, основатель Франкской империи Карл Великий и Годфрид Бульонский.

Европейские геральдисты древности, считали, что герб настолько обыденный и привычный всем атрибут, что наделяли собственными гербами всех подряд, от прародителя человечества Адама до Иисуса Христа. Не обошли геральдическим вниманием и "девять достойных", хотя все они жили еще до наступления геральдической эры и настоящих гербов иметь не могли. Но все равно в искусстве "девять достойных" часто изображались в полном вооружении, с гербами на боевых щитах.

Девять достойных из португальского гербовника Жуана до Кро "Livro do Armeiro-mor", 1509 г. Вверху трое язычников, в среднем ряду три иудея, в нижнем - три христианина.
Девять достойных из португальского гербовника Жуана до Кро "Livro do Armeiro-mor", 1509 г. Вверху трое язычников, в среднем ряду три иудея, в нижнем - три христианина.

Гектор Троянский

Легендарный предводитель троянцев Гектор - один из персонажей Гомера. В средневековой Европе Гектор почитался гораздо больше Ахиллеса, победившего Гектора в битве. Но победа Ахиллеса была достигнута нечестным путем, в пылу боя сама богиня Афина подала Ахиллесу копье, только так он смог одолеть соперника. С идеалами рыцарства такой бесчестный поступок не вязался, поэтому Ахиллес был отправлен древними авторами в бан.

Гектора древние геральдисты наградили, наверное, большим среди всех девяти героев количеством гербом. Иногда его герб - два золотых бросающихся друг на друга льва в красном или черном поле (видимо намек на смертельный бой Гектора и Ахиллеса). Иногда - в золотом поле красный лев, сидящий на троне и держащий в лапах алебарду или меч (очень похожий герб художники иногда давали и Александру Македонскому).

Первые два рисунка - Гектор и его герб из гербовника главного герольда Португалии 1509 г. [10],  герб на итальянской фреске середины 15 в [9], герб Гектора из гербовника Вернигероде [2], герб, изображенный на гобелене из музея Метрополитэн [7]
Первые два рисунка - Гектор и его герб из гербовника главного герольда Португалии 1509 г. [10], герб на итальянской фреске середины 15 в [9], герб Гектора из гербовника Вернигероде [2], герб, изображенный на гобелене из музея Метрополитэн [7]

Несколько гербовников дают для Гектора черный усеянный трилистниками щит с золотой перевязью, на которой могут быть либо три черные львиные лапы, либо лев целиком.

Гербы Гектора из Гербовника Ульриха Роша [3], два варианта из аугсбургских гербовников 16 в [4][5], лев, идущий по золотой перевязи из гербовника Ханса Ингерама 1459 г. [6]
Гербы Гектора из Гербовника Ульриха Роша [3], два варианта из аугсбургских гербовников 16 в [4][5], лев, идущий по золотой перевязи из гербовника Ханса Ингерама 1459 г. [6]

Александр Великий

Выдающемуся завоевателю древности Александру Македонскому приписывали различные гербы: наиболее древний - грифон. Именно такой герб изображен на скульптуре в Кёльнском соборе, позже золотой грифон на черном щите как герб Александра Великого изображался и в европейских гербовниках.

Статуя Александра Великого в Кёльнском соборе.   Справа герб "короля Александра" в гербовнике Ульриха Роша, 15 в [3].  Справа - фрагмент гравюры Ханса Бургкмайера, 1519  г.  [14] - Александр Великий с чёрным щитом с изображением грифона, а рядом с ним Юлий Цезарь с двуглавым орлом.
Статуя Александра Великого в Кёльнском соборе. Справа герб "короля Александра" в гербовнике Ульриха Роша, 15 в [3]. Справа - фрагмент гравюры Ханса Бургкмайера, 1519 г. [14] - Александр Великий с чёрным щитом с изображением грифона, а рядом с ним Юлий Цезарь с двуглавым орлом.

Другие варианты герба Александра: в красном щите золотой лев, держащий двумя лапами топор, лев на троне c алебардой в лапах (на мой взгляд, очень красноречивый сюжет, описывающий качества Александра Македонского - король-лев на троне), в золотом поле красный лев с голубыми когтями и языком, в красном поле два борющихся золотых льва, в красном поле три золотых короны, в черном поле серебряный волк и т.п.

Александр Македонский и его герб на итальянской фреске середины 15 в [9] . Второй рисунок - герб Александра Македонского из Аугсбургского гербовника 16 в [4]. Справа - три короны как герб Александра Македонского в гербовнике Вернигероде [2]
Александр Македонский и его герб на итальянской фреске середины 15 в [9] . Второй рисунок - герб Александра Македонского из Аугсбургского гербовника 16 в [4]. Справа - три короны как герб Александра Македонского в гербовнике Вернигероде [2]
Александр Македонский на рисунке 14 века; герб - сидящий на троне лев с топором в лапах. Справа - гербы Александра Македонского в английском гербовнике последней четверти XV века.
Александр Македонский на рисунке 14 века; герб - сидящий на троне лев с топором в лапах. Справа - гербы Александра Македонского в английском гербовнике последней четверти XV века.

Юлий Цезарь

Юлий Цезарь считался прямым предшественником императоров Священной Римской империи германской нации, поэтому вполне справедливо, что ему приписывали имперский герб тех лет - черного двуглавого орла на золотом щите.

Первые два рисунка - Юлий Цезарь и его герб в португальском гербовнике начала 16 в [10],  затем вариант изображения герба в гербовнике Виргила Солиса [1],   в гербовнике Ульриха Роша, 15 в [3].
Первые два рисунка - Юлий Цезарь и его герб в португальском гербовнике начала 16 в [10], затем вариант изображения герба в гербовнике Виргила Солиса [1], в гербовнике Ульриха Роша, 15 в [3].

Но иногда встречался другой вариант - черный дракон, как будто взятый из герба другого героя - Иисуса Навина.

Немного неожиданный герб Юлия Цезаря в  Гербовнике Конрада Грюненберга 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2] - черный дракон на серебре...
Немного неожиданный герб Юлия Цезаря в Гербовнике Конрада Грюненберга 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2] - черный дракон на серебре...

Царь Израиля Давид

Ко второму царю Израиля Давиду в средневековье было особое отношение, т.к. согласно древним пророчествам именно из мужского потомства царя Давида должен был появиться мессия - Иисус Христос.
Царь Давид обладал множеством талантов, был музыкантом и поэтом, сочиненные им псалмы до сих пор используются в богослужениях.
Поэтому его вымышленный герб, наверное, самый постоянный среди гербов "девяти достойных". Главная деталь герба Давида - золотая арфа, на которой царь умел играть. Цвет щита мог меняться: он мог быть красным, голубым, иногда щит имел зубчатую кайму.

Царь Давид в рукописи "Le Chevalier errant"  XV в [8], он же на рисунке Роберта Виса [11],  и в различных европейских гербовниках  [3], [4], [5]
Царь Давид в рукописи "Le Chevalier errant" XV в [8], он же на рисунке Роберта Виса [11], и в различных европейских гербовниках [3], [4], [5]

Только в Гербовнике Конрада Грюненберга арфа потеснилась и дала в щите место чёрному и красному полям с золотым зигзагом. Что бы это могло значить, не понятно.

Герб царя Давида в Гербовнике Конрада Грюненберга, 1483 (средний в ряду). [12]
Герб царя Давида в Гербовнике Конрада Грюненберга, 1483 (средний в ряду). [12]

Иисус Навин

Иисус Навин - легендарный предводитель еврейского народа ветхозаветных времен, преемник Моисея, одержавший множество побед над ханаанскими племенами в Земле Обетованной, в средневековой символике использовался довольно часто, обозначал храброго преданного идее воина. Напомним, что на знаменитом сохранившемся до нашего времени знамени Минина и Пожарского изображен именно Иисус Навин.

Зеленый дракон на белом рыцарском плаще Иисуса Навина. рукописи "Le Chevalier errant"  XV в [8],   Справа - Иисус Навин на гобелене 1385-1410 гг. [7], в центре - увеличенная деталь гобелена - щит Иисуса Навина.
Зеленый дракон на белом рыцарском плаще Иисуса Навина. рукописи "Le Chevalier errant" XV в [8], Справа - Иисус Навин на гобелене 1385-1410 гг. [7], в центре - увеличенная деталь гобелена - щит Иисуса Навина.

Наиболее древний вариант герба, приписываемого Иисусу Навину - дракон, иногда золотой в зеленом поле, иногда зеленый на серебре. Также в нескольких источниках подобный дракон имеет черный цвет и расположен в поле, разделенном серебряными и красными ромбами. Позже Иисусу Навину дали герб с тремя головами быков на синем поле..

Иисус Навин с гербовым щитом на рисунке Роберта Виса [11].  Точно такой же герб Иисуса Навина в Аугсбургском гербовнике 16 в [4].   Два варианта герба Иисуса Навина с бычьими головами на синем щите [3][5].
Иисус Навин с гербовым щитом на рисунке Роберта Виса [11]. Точно такой же герб Иисуса Навина в Аугсбургском гербовнике 16 в [4]. Два варианта герба Иисуса Навина с бычьими головами на синем щите [3][5].
Специфический герб Иисуса Навина в Гербовнике Конрада Грюненберга 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2] - половина орла и золотые дубовые листья (?) на серебре.
Специфический герб Иисуса Навина в Гербовнике Конрада Грюненберга 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2] - половина орла и золотые дубовые листья (?) на серебре.

Иногда встречается другая разновидность герба - в щите золотое солнце. Видимо это намек на то, что Иисус Навин смог во время битвы остановить на небе Солнце, дабы преследуемые им противники не смогли воспользоваться ночной тьмой.

Иисус Навин с серебряным щитом с золотым солнцем (воин слева, фреска частично разрушена), рядом с синим щитом стоит царь Давид.  [13]
Иисус Навин с серебряным щитом с золотым солнцем (воин слева, фреска частично разрушена), рядом с синим щитом стоит царь Давид. [13]

Иуда Маккавей

Иуда возглавил восстание евреев против Антиоха Эпифана, решившего заменить иудаизм греческим языческим культом. За безрассудную смелость и безжалостность к врагам он получил прозвище "Маккавей" (кузнечный молот). Считался одним из первых рыцарей-защитников веры.

На многих вариантах герба Иуды Маккавея изображаются две или три черных птицы (видимо вороны). Иногда встречается золотой лев с человеческой головой в характерном еврейском головном уборе, иногда серебряный грифон.

На некоторых фресках гербом Иуды Маккавея назван крылатый дракон. Но скорее его виновата путаница с гербом Иисуса Навина, гербом которого на тех же фресках назван черный ворон в золоте.

Иуда Маккавея с боевым щитом на рисунке Роберта Виса [11],  такой же щит с двумя птицами в Аугсбургском гербовнике 16 в.   Третий рисунок - лев с человеческой головой в еврейском головном уборе - из гербовника Ульриха Роша "Санкт-Галленского кодекса" [3]
Иуда Маккавея с боевым щитом на рисунке Роберта Виса [11], такой же щит с двумя птицами в Аугсбургском гербовнике 16 в. Третий рисунок - лев с человеческой головой в еврейском головном уборе - из гербовника Ульриха Роша "Санкт-Галленского кодекса" [3]
Грифон как герб Иуды Маккавея в Гербовнике Конрада Грюненберга 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2]
Грифон как герб Иуды Маккавея в Гербовнике Конрада Грюненберга 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2]

Император Карл Великий

Карл Великий (ок. 742 - 814 гг), он же Шарлемань, король франков, за свою жизнь значительно расширивший владения королевства, подчинивший Италию, Германию, славянские государства, и даже признанный в 800 году императором Запада.

Фрагмент портрета Карла Великого.  Над головой гербы Германской (Римской) империи и Франции.  Справа - вариант мемориального герба Карла Великого из гербовника 17 века.
Фрагмент портрета Карла Великого. Над головой гербы Германской (Римской) империи и Франции. Справа - вариант мемориального герба Карла Великого из гербовника 17 века.

Практически во всех древних изображениях герб Карла Великого представляет собой рассеченный пополам щит, в первой части в золоте половина черного орла, во второй части в голубом поле золотые лилии. То есть в одном щите объединены герб Римской империи (орел) и современный художникам герб Франции (лилии). Такой сюжет герба Карла появился в европейской геральдике, конечно же, гораздо позднее смерти императора, но все же до появления концепции "девяти достойных". То есть в каком-то смысле это был исторический герб.

Варианты герба Карла Великого:  на итальянской фреске 15 в [9], в гербовнике Ульриха Роша 15 в [3], в Аугсбургском гербовнике [4], в гербовнике Вернигероде [2]
Варианты герба Карла Великого: на итальянской фреске 15 в [9], в гербовнике Ульриха Роша 15 в [3], в Аугсбургском гербовнике [4], в гербовнике Вернигероде [2]

Количество лилий во французской части щита Карла Великого могло меняться, также как могли добавляться мелки детали: кайма, ромбы и др. В Гербовнике Конрада Грюненберга поле "французской" части щита серебряное, но вряд ли это имело принципиальное значение.

Король Артур

Король Артур - легендарный предводитель рыцарей Круглого стола, выражавших главные добродетели и рыцарские идеалы. В древних гербовниках гербом Артура стал другой вариант красный либо синий с коронами. Видимо, короны символизировали особое привилегированное положение праведного короля Артура среди других королей. Корон может быть как три, так и множество, расположены они могут быть и в ряд, и в "столбик" и "одна под двумя".

Варианты герба короля Артура в различных европейских манускриптах. 1- три короны на синем щите (деталь гобелена 1385-1410 гг. [7]), в_. 2 - три короны на красном щит (гербовник Ульриха Роша 15 в [3]).  3 - множество корон на синем щите.
Варианты герба короля Артура в различных европейских манускриптах. 1- три короны на синем щите (деталь гобелена 1385-1410 гг. [7]), в_. 2 - три короны на красном щит (гербовник Ульриха Роша 15 в [3]). 3 - множество корон на синем щите.
Герб короля Артура:  на итальянской фреске 15 в [9], в Аугсбургском гербовнике [4]
Герб короля Артура: на итальянской фреске 15 в [9], в Аугсбургском гербовнике [4]

Менее популярный вариант - золотой (иногда заостренный) крест в синем поле, он встречался в Гербовнике Конрада Грюненберга и в его "клоне" - гербовнике Вернигероде. И совсем уж редкий вариант герба Артура - черный имперский двуглавый орел.

 Золотой крест (иногда с заостренным концом) в гербовнике Конрада Грюненберга, 1483 г.   [12] и в гербовнике Вернигероде [2]
Золотой крест (иногда с заостренным концом) в гербовнике Конрада Грюненберга, 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2]

Самая новая версия герба короля Артура, как это ни странно, наиболее исторически обосновано (если, конечно, такое понятие можно применить к литературному герою). В английской романтической литературе XIII века был описан щит короля Артура "Прайдвин", на нем изображалась Богоматерь. Сейчас этот щит реконструируют как зеленый с прямым серебряным крестом и Богоматерью в верхней четверти.

Cовременный рисунок герба короля Артура.  https://www.theheraldrysociety.com/articles/some-arthurian-coats-of-arms
Cовременный рисунок герба короля Артура. https://www.theheraldrysociety.com/articles/some-arthurian-coats-of-arms

Годфрид Бульонский

Герцог Годфрид Бульонский был одним из лидеров 1-го крестового похода. После завоевания крестоносцами Иерусалима и освобождения Гроба Господня Годфрид возглавил Иерусалимское королевство. По легенде Годфрид не решился принимать золотую корону в городе, который помнит царя царей Христа и ограничился титулом барона и "хранителя и защитника Гроба Господня". Поэтому на некоторых изображениях он изображен увенчанным венком из листьев и плодов, либо терновым венком, а не короной.

Средневековая историография утверждает, что собравшиеся бароны дабы отличить подвиги Годфрида Бульонского от всех прочих решили составить для него "неправильный", а потому неповторимый герб, разместить золотые кресты на серебряном поле (что вообще в геральдике делать было запрещено). Такой крест позже получил наименование "иерусалимский крест". Центральный крест стал символизировать Христа, а четыре сопровождающие его маленькие крестики - четырех евангелистов.

Готфрид Бульонский в рыцарском плаще изображением иерусалимского креста [8]. На следующих двух иллюстрациях - тот же персонаж в гербовом плаще-сюрко и собственно его щит на фреске в Италии [9], еще две иллюстрации - Готфрид и его щит в португальском гербовнике [10]
Готфрид Бульонский в рыцарском плаще изображением иерусалимского креста [8]. На следующих двух иллюстрациях - тот же персонаж в гербовом плаще-сюрко и собственно его щит на фреске в Италии [9], еще две иллюстрации - Готфрид и его щит в португальском гербовнике [10]

Готфрид происходил из города Бульон (Буйон), что на юге Бельгии. Поэтому иногда в гербовниках иерусалимский крест дополнялся гербом Фландрии (в черном поле золотой лев) или родовым гербом графов Бульонских (в красном поле серебряный пояс), или гербом герцогов Нижней Лотарингии (в красном поле серебряный пояс, поверх всего геральдическая фигура из восьми сложенных розеткой скипетров).

Гербы Годфрида Бульонского в различных европейских гербовниках.  [4][5][3][6]
Гербы Годфрида Бульонского в различных европейских гербовниках. [4][5][3][6]

Только в гербовнике Конрада Грюненберга (1483 г.) почему-то Готфриду Бульонскому дан французский королевский герб - три золотые лилии на синем поле ...

Странный герб Готфрида Бульонского (практически повторяющий герб Франции) в гербовнике Конрада Грюненберга, 1483 г.   [12] и в гербовнике Вернигероде [2]
Странный герб Готфрида Бульонского (практически повторяющий герб Франции) в гербовнике Конрада Грюненберга, 1483 г. [12] и в гербовнике Вернигероде [2]

Кстати в конце того же XIV века появился точно такой же перечень девяти героических женщин прошлого, и у каждой тоже был свой герб. Но это уже другая история.

Источники рисунков:

[1] Сирия гравюр Виргилиуса Солиса, Цезарь и Иисус – двое из «Девяти героев». ок. 1550 г.
[2] Гербовник Вернигероде, Шаффхаузен, 1475-1500 гг. // Баварская госбиблитека, Мюнхен
[3] "Сент-Галленский кодекс". Wappenbuch des St. Galler Abtes Ulrich Rösch, 2-я половина 15 в.
[4] Sammelband mehrerer Wappenbücher, Аугсбург (?), 1530
[5] Еще один. Sammelband mehrerer Wappenbücher, Аугсбург (?), 1530
[6] Гербовник Ханса Ингерама "Ingeram-Codex", 1459 г. Музей Вены.
[7] Гобелен с изображением девяти достойных из музея "Метрополитэн" в Нью-Йорке. ок. 1385-1410 гг.
[8] Рисунок в рукописи Томаса из Салюццо "Le Chevalier errant" ок.1403-1404 гг. Париж.
[9] "Девять достойных", фреска неизвестного мастера в замке Кастелло-делла-Манта, Италия, ок. 1420 г.
[10] Гербовник "Livro do Armeiro-mor", главного герольда Португалии Жуана до Кро, 1509 г
[11] Девять достойных, гравюры Роберта Виса. Швейцария.
[12] Гербовник Корнада Грюненберга. 1483 г. // Баварская библиотека, Мюнхен.
[13] Фрески в замке Кастельнуово (Villa Castelnuovo), ок 1440-1445 гг., Пьемонт, Италия
[14] Гравюра Ханса Бургкмайера, 1519 г.

***

Читайте на канале - "Почему Северная Македония до сих пор использует советский герб"

Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.