Однажды, во время просмотра каталога Netflix на наличие нового контента, мне попался сериал под названием Freud. То есть «Фрейд», по-нашему. Заинтригованный, я решил его посмотреть. А вот почему я решил его посмотреть и что именно меня заинтриговало? На этот вопрос, возможно, и сам доктор Зигмунд с удовольствием бы ответил.
В самом деле, чего можно ожидать от сериала про молодого Фрейда, обладая лишь поверхностными знаниями о трудах самого знаменитого психолога всех времен? Конечно же, обилия обнаженки, постельных сцен, фаллической и йонической символики. А также вороха психиатрических кейсов на почве подавленных сексуальных желаний, выводы из которых должны стать основой для дальнейшего прорубания сквозь обветшавшие нравы того времени. Короче говоря, этакая биографическая картина о зарождении психоанализа с уклоном в эротический натурализм по заветам канала HBO. Ведь, если подумать, то в сериале про Фрейда обилие экранного секса было бы в разы уместнее, чем в той же «Игре Престолов».
Но все оказалось совсем не так. То есть, сериал СОВЕРШЕННО не об этом. Вот вообще.
Но не спешите расстраиваться. Обнаженка, конечно, здесь есть, но раздевают здесь преимущественно мужиков. Кажется, что отголоски «социальной справедливости» довели сериалоделов до того, что объективировать женщин рискуют не только лишь все; так что суровый рейтинг 18+ отрабатывают второстепенные мужские персонажи, без стеснения покачивая в кадре собственными гениталиями. Вот так теперь выглядит по-настоящему взрослое телешоу.
Однако, вернемся к сюжету. История отсылает нас в конец 19 века, в трущобы Вены, где два местных полицейских инспектора находят жестоко изувеченную до полусмерти девушку. Старший из них – мрачный ветеран с нежной фамилией Кисс – преисполненный праведного гнева от увиденного, начинает вести расследование. Тем временем сам главный герой Зигмунд Фрейд в академических кругах считается чуть ли не шутом, и все его попытки доказать лечебные свойства гипноза только подкрепляют его репутацию шарлатана. Но что он был бы за протагонист, если бы так просто сдался? Тогда история бы сразу закончилась. Нет, он продолжает свои изыскания, хотя его финансовое положение оставляет желать лучшего, а единственный за последнее время пациент – та самая умирающая девушка из трущоб, которую к нему домой принесли упомянутые ранее городовые. Фрейд оказался единственным доктором поблизости, но не сумел помочь девушке – она скончалась прямо у него на письменном столе. Вот так - мертвой девушкой в кабинете и презрением инспектора Кисса к его врачебным навыкам - сюжет дает нам понять, что у Фрейда сейчас далеко не лучшие времена.
Все изменило знакомство с необычной девушкой Флер Шаломе, чья подверженность воздействию гипноза стала для Фрейда той отправной точкой, с которой началось его путешествие в мрачный мир человеческого подсознания. В трансе Флер видела события, в которых не могла участвовать, и называла подробности, которые не могла знать. Причем события эти были связаны с новыми убийствами. И в этот момент «Фрейд» окончательно являет нам свое истинное лицо, и оказывается, что это не какая-то там пресная автобиография, а самый что ни на есть мистический викторианский детектив в декорациях столицы Австро-Венгерской Империи. Вена во «Фрейде» – это мрачный, гнетущий и вечно пасмурный город, в котором неуютно находиться. А сам Фрейд неожиданно выступает этаким охотником за демонами, рожденными в подсознаниях поломанных психик.
В результате, на протяжении восьми серий первого сезона мы вдумчиво потягиваем коктейль из политических интриг, сверхъестественных способностей, макабрических ритуалов и неугомонных призраков прошлого. На мой взгляд, подобный налет фентезийности играет сериалу только на пользу.
Выглядит «Фрейд» прекрасно: костюмы, декорации – все на должном уровне, глаз не цепляется за какие-либо шероховатости в кадре. Спецэффектов в сериале практически нет, только натурные съемки, грим, реквизит и актерская игра. И звуковой дизайн, от которого порой хочется свернуться калачиком где-нибудь под кроватью, и забыться. Вот так оказалось, что грамотную мистическую историю с хоррорными элементами вовсе не обязательно рисовать на компьютере, но зато можно грамотно сочетать натуральные ингредиенты, чтобы получилась вполне себе леденящее кровь повествование. А если смотреть сериал с оригинальной озвучкой, то гортанность диалогов на немецком языке добавит еще несколько очков к атмосферности.
Не менее благотворно на атмосферности сказываются и различные детали, которыми наполнен мир «Фрейда». К примеру, быт жителей Вены, в котором прослеживается довольно любопытное противопоставление богатых аристократов бедным горожанам. Первые в поисках острых ощущений все больше увязают в декадансе и обскурантизме, а вторые тем временем по вечерам собираются в пивнушках и поют душевные песни.
Подводя итог, скажу, что сериал стоит того, чтобы на него обратили внимание. При этом «Фрейд» даже не пытается делать вид, что предназначен для всех. Затронутые мной плюсы сериала вы сможете оценить только если сумеете продраться через его специфику. Все-таки данное произведение выглядит достаточно старомодно, и в процессе просмотра то и дело ловишь себя на мысли, что сейчас так уже не снимают. Как будто перед тобой условный «Амадей» Милоша Формана, переделанный под воздействием умеренных доз не слишком тяжелых наркотиков.
Кстати, если кто-то не смотрел «Амадея» - всячески рекомендую, это кино в свое время собрало почти все значимые «Оскары». Было это еще в те времена, когда в кино было высоким искусством, а не аттракционом. Но это так, отступление.
Что касается вердикта «Фрейду», то у этого сериала балансировать между искусством и аттракционом получается своеобразно, но уверенно. Он стоит того, чтобы ждать продолжения.