Взревел за спиной мой верный "Вихрь"!.. Его 30 советских, несгибаемых лошадей - легко выбросили лодку в глиссирующий режим. Почти обогнули мы остров "Бухло" посреди Оби. И вдруг - взрыв!..
Но об этом позже. Сначала несколько слов о моторе...
Ни один другой мотор, как этот - не вызвал у своих хозяев столько ненависти. И ни один другой - не дал столько светлых, романтических воспоминаний. Самая противоречивая железяка на нашей Планете...
Памятник мотору "Вихрь" установлен на Беломорской биостанции Зоологического института РАН "Картеш". На постаменте памятника эпическая надпись:
Мотору "Вихрь" с любовью и ненавистью
Если честно, этот мотор - позор советской промышленности. Технически - это ведро с гвоздями. Светлые и романтические воспоминания он вызывает только потому, что у большинства из нас - не было альтернативы. А этот, ревущий за спиной, агрегат - давал ощущение полёта над водой.
Дарил крылья нам, молодым и романтичным. Дарил на время - до внезапной поломки, вдали от родного берега. И начинались танцы с бубном...
Знаете, как я первый раз вышел на реку Обь, с этим мотором? Новенький "Вихрь 30 Э" был установлен на новенькую лодку Обь 3.
Мы, с товарищем, спустили лодку с прицепа у села Володарка (Алтайский край) - чтоб пересечь Обь - к устью впадающей в неё "Большой Речки" и там порыбачить на спиннинг. Веселуха началась на середине реки, минут через 5 после отплытия...
Уточню - мотор и лодка, в заводской упаковке, пролежали лет 10 в сарае частного дома. Почему их купили и не использовали - для меня загадка.
Но, в конце 90-ых, я купил у них - этот комплект, по объявлению. Собрал лодку (стекло, рейлинги, тент). Осмотрел мотор, завёл его в бочке с водой. Не сразу, но он послушно завелся...
Ну так вот. Жму кнопку (эта модель с электростартером - о чём говорит буква "Э" в названии). Взревел за спиной мой верный "Вихрь"! Его 30 советских, несгибаемых лошадей - легко выбросили лодку в глиссирующий режим. Почти обогнули мы остров "Бухло" посреди реки.
И вдруг - взрыв!..
Точнее - громкий хлопок за спиной.
Обычное дело для Вихря - пыхнула бензомасляная смесь, которую выпустил наружу карбюратор. Пары бензина встретились с искрой (чаще это происходит с Вихрем при запуске) и с громким хлопком - колпак мотора сорвался с застёжек и взлетел строго вверх! Ракета блин!..
Товарищ накинул на горящий мотор новенькую офицерскую плащ-накидку. Мою, блин, накидку!!!
Огонь она погасила... но пала смертью храбрых.
Немного истории: В 1965г. (год моего рождения) начался серийный выпуск ПЛМ "Вихрь". Утверждается что его скопировали с устаревшего и неудачного немецкого мотора "Кёниг 20". Это был самый неудачный, но самый массовый советский ПЛМ (два завода в год выпускали до 150 тыс. штук).
Было три модификации: 20 л.с.,25 л.с., 30 л.с. Чем мощнее, тем проблемнее.
Маломощные предшественники "Стрела" и "Москва" были надёжнее.
Ещё более надежным (и более удобным в обслуживании и ремонте) был 23-сильный "Нептун" (позже Нептун 25). Хуже "Вихря" оказался только "Бийск 45" - но это тема для отдельной статьи...
Кто имеет пару слов в защиту (или наоборот) мотора "Вихрь" - пишите в комментариях. Обсудим.