Компания Paradox Interactive в представлениях не нуждается. Более 20 лет шведская студия является одним из признанных лидеров в области глобальных стратегий. Каждый ценитель жанра о «парадоксах» как минимум слышал.
Чуть больше нуждается в представлениях Victoria 2 – вышедшая в 2010 г. глобальная стратегия от Paradox Interactive, охватывающая исторический период с 1836 по 1936 г. Вокруг «Виктории» еще с первой части образовалось преданное и сплоченное фанатское сообщество. Но его масштабы по известным причинам не дотягивают до аудитории Europa Universalis IV или Crusader Kings 2. На мой взгляд, Victoria 2 стоит особняком в ряду собратьев по жанру. В этой статье я постараюсь разобрать, в чем состоит ее уникальность и возможно, привлечь внимание читателей к моей, пожалуй, любимой игре от «парадоксов».
На первый взгляд, «Виктория» похожа на все игры знаменитых шведов.
Вы играете за любую страну, доступную на старте. События разворачиваются на политической карте, которую по традиции хочется «покрасить» в свой цвет. Слагаемые успеха привычны. Сильная экономика, успешная дипломатия, международный престиж и военные победы. Вроде бы просто. Но дьявол (или же, по другой версии, бог) кроется в деталях.
Единицей геймплея в Victoria 2 является так называемый POP – социальная группа, имеющая огромное количество параметров.
Численность, профессия, благосостояние, религия, политические взгляды – перечислить все не хватит предложения. Всё население Земли состоит из этих «попов», численность которых постоянно меняется за счет естественного прироста/убыли, миграции и социальной мобильности (крестьяне едут в города, становясь рабочими на фабриках, и т.п.).
Таким образом, игровой процесс приобретает дополнительное измерение. Например, чтобы построить и поддерживать мощную армию, недостаточно тупо потратить ресурсы. Основой для войск служат pop-ы солдат, численность которых уменьшается по мере того, как ваши армии несут потери – или, например, от недостаточного финансирования военных нужд. Если солдат станет слишком мало, вы не сможете создавать новые подразделения, пока их численность не восполнится.
Аналогично с экономикой.
Принцип «построил здание – получаешь прибыль» в Victoria 2 работает со множеством оговорок. Во-первых, сама возможность игрока вручную строить фабрики и объекты инфраструктуры зависит от экономической политики государства. При рыночной экономике большинство зданий строят капиталисты, делая это с существенной скидкой. Во-вторых, индустриализация не принесет ничего, если на заводах банально не хватает рабочих рук. Рост рабочего класса может замедлиться в силу низкой грамотности или высокой агрессивности населения, и тогда большинство предприятий будет стоять без дела.
Внутренняя политика в Victoria 2 также имеет свою изюминку.
Ваши подданные (или граждане – как больше нравится) могут представлять огромную проблему, если их представления о прекрасном расходятся с представлениями правителя. В демократических странах правящие партии сменяются в результате выборов – и скажем, внезапный приход к власти пацифистов может на корню подорвать ваши амбиции завоевателя. Но и жизнь абсолютного монарха не безоблачна. Революции в «Виктории» особенно опасны, ведь даже в военизированном обществе солдаты составляют меньшинство. При настоящем конфликте народа и власти восставших будет гораздо больше.
Войны и дипломатия в Victoria 2 тоже существенно отличаются от таковых в большинстве глобальных стратегий. Учитывая охватываемый игрой период, воевать придется. Стран, за которые можно удачно «отсидеться», в игре не так много. Но военные победы и покраска карты в цвета своей страны в Victoria 2 не являются универсальной формулой успеха. Завоевание территорий, чуждых по религиозному и этническому составу, может породить только дополнительный источник проблем в виде периодических восстаний. Не говоря о том, что чрезмерная милитаризация автоматически тормозит экономическое и научное развитие, которое в реалиях «Виктории» не менее важно, чем военное противостояние.
В качестве отдельного плюса Victoria 2 я хотел бы обратить внимание на широкие возможности моддинга.
Код игры интуитивно понятен, и понимание самых основ программирования позволит вам модифицировать игру на свой вкус. Добавление новых стран, изменение игровых механик, создание исторических событий – в пределах фантазии модмейкера игра позволяет очень многое. На данный момент существует целый ряд модов, меняющих игру до неузнаваемости. Перечислять не буду, вы в любой момент можете ознакомиться с ними в специальном разделе на paradoxplaza. (Раздел с модами становится доступен, когда вы регистрируете свою копию игры на этом сайте)
К сожалению, ничего идеального не бывает, поэтому я вынужден сказать и о недостатках Victoria 2.
Как это часто случается, недостатки игры являются обратной стороной достоинств. Глубокая детализация и объёмный геймплей повлекли за собой высокий порог вхождения и громоздкий, перегруженный интерфейс. На то, чтобы разобраться в подоплеке происходящего в игре, уходит очень много времени – особенно, если вы в целом не очень знакомы со стратегиями от Paradox. Помимо этого, из-за уже устаревшего на данный момент движка «Виктория» ближе к концу партии тормозит сильнее, чем современные парадоксовские стратегии с более высокими системными требованиями.
Подведем итоги. Перед нами, возможно, самая нишевая стратегия в исполнении Paradox Interactive. Сделать серию Victoria массовой и популярной, не убив ее изюминку – задача непосильная. Поэтому, возможно, мы и не слышим никаких новостей о третьей части, которую многие фанаты ждут с не остывающей надеждой. Игра однозначно рекомендуется любителям глобальных стратегий, не боящимся подолгу анализировать игровой процесс. Если при этом вы еще и увлекаетесь историей «длинного XIX века», рекомендую вдвойне. Присуждаю игре общий ФИН 8 (фундаментальность – 10, интенсивность – 6, насыщенность – 7)
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.