На днях прошел международный онлайн-форум финалистов проекта «Пространство Евразии». Сам по себе проект представляет из себя дискуссионную площадку, объединяющую молодых ученых, общественных лидеров и журналистов из стран Евразийского экономического союза – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.
Мероприятие традиционно организует Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН при РАН) при поддержке Фонда президентских грантов, Союза журналистов России и Межрегионального экспертного центра. В 2020 году от молодых экспертов стран ЕАЭС поступило более 600 заявок на участие.
Спикерами форума также стали заместитель председателя Правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян, директор Института Европы Российской академии наук член-корреспондент РАН Алексей Громыко, советник Премьер-министра Кыргызской Республики Кубат Рахимов, руководитель Секретариата Делового совета ЕАЭС Станислав Наумов, телеведущий Первого канала Анатолий Кузичев, главный редактор портала «Евразия. Эксперт», проректор ГАУГН по международной деятельности Вячеслав Сутырин и другие.
-- Несмотря на большие вызовы, приобретающие глобальный характер, становится все более очевидной необходимость интеграционных процессов по другим моделям, чем после 1991 года навязывалось евроатлантистами. Очевидно, что на евразийском пространстве доминируют и популярны в массах традиционные семейные ценности, интернационализм, коллективизм и особое отношение к собственности. Однако, к сожалению, в нашей экспертной и научной среде уделяется недостаточно внимания изучению самих себя, пропаганде своего видения мира и его будущего, защите своих ценностей. Уверен, что такие молодежные форумы как «Пространство Евразии» привлекают интеллектуальную молодежь и способствуют поиску ответов на вызовы 21-го века, – прокомментировал повестку Форума представитель оргкомитета, ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов.
И в прошлые годы Беларусь в числе прочих тем становилась предметом обсуждения участников мероприятия, но в этом году, учитывая происходящие в республике события, внимание к ней было особенным. И многие эксперты сходились во мнении, что республике ни в коем случае нельзя отказываться от курса на интеграцию с Россией.
Ориентация только на Запад может оказаться губительной
По мнению научного сотрудника Института экономики РАН Максима Бороденко, прозападный вектор внешней политики не обеспечит республике благополучия. Ведь Беларусь сумела сохранить немалую часть промышленного потенциала плюс неплохо развито сельское хозяйство. А на Западе готовые изделия с постсоветского пространства не особо и ждут.
-- Беларусь -- не сырьевая экономика, а производящая. Население в районе 10 миллионов человек, этого мало, чтобы покрыть потребности производителей. И таким республикам нужен рынок сбыта. ЕАЭС же является главным рынком сбыта, во многом за счет России, -- добавил Максим Бороденко.
Европейский союз же из белорусских товаров готов покупать в основном только нефтепродукты.
-- Сегодня Беларусь переживает похожие события на те, которые ранее были на Украине. И зачастую экономической статистикой, как и другими разными вещами, событиями заинтересованные лица манипулируют, для того чтобы добиться нужного результата, -- считает эксперт.
Не следует, по его мнению, забывать то, что Украина открыла свои рынки для европейских товаров, но Евросоюз все равно ограждает свою территорию от украинских товаров- в виде пошлин, в виде квот.
Немалая часть этих квот выбирается очень быстро, некоторые товары продаются за 10 дней, которые должны были бы продаваться за год как, к примеру, мед и некоторые другие.
-- Ввиду событий, произошедших после выборов, Беларусь переоценила преимущества интеграционных образований, -- заявил руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. -- Ведь в трудную минуту понимаешь, кто у тебя друг, а кто нет, и государства ЕАЭС проявили как друзья -- чего стоят хотя бы многочисленные переговоры Президента Беларуси Александра Лукашенко с Президентом России Владимиром Путиным, состоявшиеся в самые тяжелые дни уличного бузотерства после выборов в белорусских городах.
Сегодня, по мнению эксперта, уже налицо то, что опасения в обществе по поводу того, что Беларусь является тормозом на пути экономической интеграции на постсоветском пространстве, стали меньше.
-- Всегда политическое и экономическое сотрудничество стимулируют внешние вызовы. Европейскую интеграцию стимулировали темпы экономического роста СССР 60-70 годов, нам бы те темпы сегодня. Европейские успехи нас стимулируют сегодня. Реакция Европы на те или иные события у нас также стимулирует нашу интеграцию, -- добавил Николай Межевич.
Кроме того, продолжил он, Евразийский союз многих, в том числе белорусскую сторону, притягивает тем, что он является молодой организацией.
-- Не успели мы более-менее осмыслить СНГ, как начались робкие попытки экономической интеграции, хотя Россию упрекают в том, что протаскивает идеи политической интеграции, воссоздает Советский Союз. Но это не так.
-- Экономическая интеграционная организация обязательно предусматривает перераспределение благ на всеобщую пользу, и неизбежно основные расходы несет основная страна. Речь идет о формировании некоего единого рынка. Германия на определенном этапе патронировала и финансировала своих соседей. И многое потом от этого получила, -- добавил Николай Межевич.
Беларусь -- важный игрок интеграции в бывшем СССР
Доктор политических наук, член-корреспондент РАН, директор Института стран Европы РАН Алексей Громыко отметил, что Беларусь является важным игроком в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
По его мнению, эту идею далеко не в последнюю очередь поддерживает население республики, во многом считая, что интеграция страны с партнерами по бывшему СССР исходит «просто из здравого смысла». Хотя, ради справедливости надо заметить, что примерно половины товарооборота республики приходится на торговлю с внешним миром за рамками Европейского Союза.
Для России и других государства ЕАЭС, по мнению эксперта, весьма важно то, что республика промышленно развита в куда большей степени, чем другие сравнимые с ней страны мира.
Кроме того, нельзя забывать, что республика длительное время была намного более энергичным членом того же Союзного государства.
-- Россия далеко не всегда играла роль лидера с точки зрения смелости и темпов этой интеграции, мы очень наблюдали это во второй половине 90-х и начале 2000-х. Но на сегодняшний день Россия и Беларусь представляют одно из наиболее интегрированных пространств в мире, не уступая ЕС. У нас есть свобода передвижения, практически все четыре свободы -- люди, товары, услуги. У нас нет, правда, единой валюты. Наши страны взаимосвязаны не только в экономическом плане, но мы союзники в военном плане и как члены ОДКБ, -- добавил эксперт.
При этом, продолжил он, далеко не всегда интеграционные образования на постсоветском пространстве реализуют проекты, которые могли бы реализовывать.
-- В Китае более 20 тысяч километров высокоскоростных железных дорог было построено, в Союзном государстве этого не строилось, в России какое-то подобие между Москвой и Петербургом. Сейчас интересный проект- создание высокоскоростной железной дороги между Москвой, Минском и Петербургом и далее в Европу, вплоть до Гамбурга. Но мы посмотрим, как смогут воплощаться эти проекты в 2-3 года ближайших в жизнь, с учетом пандемических потерь, -- добавил Алексей Громыко.
И во многом такая интеграция имеет свой успех потому, что ориентирована на простого человека.
-- Очень редко, как мне кажется, мы ставим в центр нашего внимания просто человека – того, кто сеет хлеб, строит дома, воспитывает детей. Я занимаюсь интеграционными процессами в общей сложности уже лет пятнадцать. Сначала был ЕвразЭС, сейчас Союзное государство. И мы всегда старались во главу угла ставить именно этот принцип: что дает интеграция для простого человека, для его материального благополучия и душевного равновесия и спокойствия?, -- заявил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.
По его мнению, деятельность таких структур, как Союзное государство, должна быть понятна людям. Они должны осознавать, что каждый проект или программа делают их жизнь лучше.
-- В интеграционных объединениях очень много разного рода деятельности, которая зачастую не очень понятна даже искушенным людям, -- продолжил Госсекретарь. -- Взять, к примеру, снятие барьеров в торговле. Тема важная и в целом понятная. Но когда дело доходит до деталей, то начинаются такие термины и такая казуистика, которые людям непонятны и неинтересны. Очень важно, чтобы на выходе, на каком-то этапе происходило что-то, что людям интересно и создает более комфортную среду. Например, в результате длительных дискуссий сейчас близок к решению вопрос об отмене роуминга мобильной связи в Союзном государстве. Это то, что понятно всем. Сейчас в тестовом режиме испытывается тариф на роуминг, который снижается с 30 центов до 1,5 цента. Вот прямая польза от нашего интеграционного объединения. Когда я работал в ЕвразЭС, нам в результате совместных действий удалось организовать строительство крупной гидроэлектростанции в Таджикистане. А сейчас мы в качестве экспертов участвуем в строительстве атомной электростанции в Беларуси.
Выбор пути могут себе позволить не все
Как отметил руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, далеко не у всех стран есть возможность выбора интеграционного пути. В частности, ранее перед выбором пути развития в свое время были поставлены страны Южного Кавказа, и Грузия сделала выбор в пользу жестко прозападного вектора, Украина ушла «на запад», у Казахстана же выбора не было. И не было далеко не в последнюю очередь в силу его географического расположения. И потому евразийская интеграция для Казахстана не является альтернативой европейской.
Основным партнером Казахстана является Европейский союз просто потому, что России ему продавать дорогостоящие продукты смысла нет, просто потому что в России свои нефть и газ есть, и соответственно товарооборот с ЕС у него наиболее благополучен.
И, учитывая все выше изложенное, в Казахстане особо понимают недопустимость политизации Евразийского союза.
-- Я помню Хилари Клинтон, будучи Госсекретарем США, заявила, что Евразийский союз якобы является возрождением СССР, что вызвало резонанс и обиды. Ведь в контексте глобализации членство в Евразийском союзе воспринимается как участие в открытом проекте, -- добавил Эдуард Полетаев.
Автор статьи: Герман Напольский
Автор фото: иллюстративный характер