Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны. Речные линкоры Ла Платы. «Либертад»

Оглавление

К концу 19-го века экономика Аргентины переживала сильный подъем. Это была аграрная сверхдержава того времени. Многочисленный скот на обширных выпасах приносил огромные доходы местным латифундистам. Благодаря тонкой дипломатии Аргентина без единого выстрела приобрела обширные земли Патагонии.

Остались, конечно, спорные пограничные территории с воинственным соседом-Чили. А основным аргументом в споре традиционно был флот, ибо особенности рельефа и климата делали только флот гарантом победы в этом регионе. Для Аргентины еще одним важным моментом было господство на могучих внутренних реках, что делало ее флот и речным и морским. На 1886 год аргентинские ВМС располагали 31 военным пароходом и 6 парусными кораблями с 72 орудиями и 1926 моряками. Самыми сильными кораблями были два старых монитора для защиты устья Ла Платы и броненосец «Альмиранте Браун».

Против победоносного чилийского флота, где уже было два классических броненосца, этого было совершенно недостаточно. Тем более, во Франции в начале 90-х был достроен для Чили броненосец "Капитан Прат", который надолго стал сильнейшим кораблем континента.

Аргентина решилась тоже вложиться во флот. В 1889 году было принято решение заказать два броненосца, две торпедные канонерские лодки, два мореходных миноносца, шесть миноносцев первого класса, а также выкупить строящийся в Англии бронепалубный крейсер.

Делегация аргентинцев 24 июля 1889 года подписала контракт с известной британской фирмой "Кеммел Лейрд" из Биркенхеде на строительство двух броненосцев и двух торпедных канлодок. Стоимость одного броненосца составила 176 000 фунтов стерлингов. Контракт предусматривал строительство «двух двухвальных броненосных кораблей с тараном для речной службы» (испанский: « dos acorazados de espolón de doble hélice para servicio de ríos "). Основной задачей кораблей было прикрытие входа в устье Ла-Платы, основной вопрос аргентинской обороны. В сентябре контракт был одобрен Морским министерством.

В Аргентине корабли назвали «речные броненосцы» (аcorazado de río).

Головной корабль получил имя «Nueve de Julio» («9 июля»), в честь Дня Независимости. 11 декабря 1890 года его спустили на воду. Но вскоре, в 1891 году аргентинцы заказали у Армстронга еще один бронепалубный крейсер и передали название «Nueve de Julio» ему.

Броненосец же получил звучное имя «Либертад», в переводе "свобода". Систершип стал «Индепенденсия» (один из девяти аргентинских кораблей этого имени), т.е. "независимость". «Индепенденсия» сошел на воду 26 февраля 1891 года.

На испытаниях оба броненосца подтвердили контрактную скорость, показав 14.3 и 14.4 узла соответственно. В 1891 году корабли были переданы аргентинскому флоту. На церемонии передачи капитана 1 ранга Ф.Шпура поздравил британский адмирал сэр А.С. Сеймур : "Поздравляю Вас, господин капитан! Вы получили небольшие, но первоклассные боевые корабли".

Тем не менее вооружение и оснащение кораблей заняли довольно значительное время, «Индепенденсия» лишь 7 апреля 1893 года получил командира - капитана Эдельмиро Корреа и 29 июня покинул Ливерпуль. 31 июля он был в Буэнос-Айресе.

Броненосцы имели невысокий борт и разномастную артиллерию-главный калибр из 240 мм пушек Круппа и скорострельные 120 мм орудия от Армстронга.

По тому же проекту были заложены в Португалии два броненосца для португальского флота. Имена они получить не успели, только обозначения"А" и "В". Достроить их у португальцев не получилось.

В итоге к концу 19- го  века , Аргентинский флот стал достаточно многочисленным и современным- выставкой достижений итальянского, британского, французского и испанского судостроения. На 1900 год в строю было: 4 броненосных крейсера  ; 4 броненосца береговой обороны ; 3 быстроходных крейсера британской постройки; 7 малых крейсеров и канонерских лодок  ; 4 эсминца; 22 миноносца .

Вид сбоку и сверху на Independencia в издании Brassey 1899 года
Вид сбоку и сверху на Independencia в издании Brassey 1899 года

Детали ARA Independencia в издании Джейн 1902 года
Детали ARA Independencia в издании Джейн 1902 года
-4
-5
-6

«Либертад» ARA «Libertad», до 1892 года назывался «Nueve de Julio» («9 июля»). Cammell Laird , Биркенхед , Великобритания — заложен в 1890 , спущен 11 декабря 1890, в строю с 1893 гг.

«Индепенденсия» ARA «Independencia»Cammell Laird , Биркенхед , Великобритания —Заказ 1889, заложен 15 марта 1890 , спущен 26 февраля 1891, в строю с 1893 . Списан 1946 (ВМФ),1968 (береговая охрана). Служил на флоте до 1948. С 1949 по 1968 год использовался в качестве лоцманского корабля береговой охраны Аргентины. Пошел на слом

Водоизмещение 2330-2336 т, длина 70,1/73,15 м, ширина 13,1-13,55 м, углубление 3.96 м.
Двигатели-две вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 двойных цилиндрических котла; 2780-3000 л. с.Движитель 2 винта. Скорость 11 узлов, максимальная скорость 14,2 узла. Запас угля 230/340 тонн, дальность плавания 3000-3500 миль. Экипаж 160-225 человек
Бронирование-компаунд- пояс 203 мм, башни — 76-152 мм, барбеты 203-152 мм, рубка 102 мм, казематы 31 мм, палуба — 37-50 мм
Вооружение- две 234-240 мм/35 пушки Krupp, 4 × 120 мм/40 Armstrong, 4 × 47 мм пушки Nordenfelt QF, 4 × 25-мм пушки Nordenfelt. Минно-торпедное вооружение 2 × 457-мм надводных ТА Уайтхеда

-7
-8

Броненосцы имели гладкопалубный стальной корпус, разделенный шестью водонепроницаемыми переборками, с тараном, боевой мачтой с двумя боевыми марсами. Высота борта составляла всего около 3 метров, броненосец предназначался для прибрежных операций.

Силовая установка состояла из двух вертикальных паровых машин-компаунд. Корабль имел одну дымовую трубу.

Бронированный пояс защищал две трети длины корабля по ватерлинии, длина 51 м , высота 1,5 м и толщина 203 мм, Кроме того защита включала бронепалубу 51 мм и бронированную боевую рубку толщиной 102 мм. Барбеты для орудий главного калибра-203 мм, лобовая броня башенных щитов 152 мм, задняя 76 мм.

Броненосцы между собой отличались конструкцией верхней части боевой мачты (см. рис. в Джейнс 1902 года).

Основное вооружение-в оконечностях- две крупповские 240 мм пушки в отдельных барбетах, на станках Вавассера с орудийными щитами, на поворотных платформах с углом вращения 260°. Высота над уровнем воды 4,2 метра. Сверху прикрыты стальным противоосколочным куполом.

В центре корабля на главной палубе- четыре 120 мм скорострельных Армстронга, по два на борт, в полукруглых выступающих редутах.

Малокалиберная артиллерия-четыре 47 мм Максим-Норденфельт на центральной надстройке, по две впереди и сзади. Их можно было использовать и при высадке десанта.

На боевых марсах устанавливались картечницы Nordenfelt.

В 1925-27 годах оба броненосца были модернизированы: котлы перевели на нефтяное отопление. Запас нефти составил 170 тонн, что позволило сохранить первоначальную дальность плавания. С единственной мачты были сняты два боевых марса, вместо них поставили одно"ласточкино гнездо". Высоту мачты также увеличили.

acorazado de rio ARA Independencia
acorazado de rio ARA Independencia
acorazado de río ARA Independencia
acorazado de río ARA Independencia

el acorazado de río Libertad
el acorazado de río Libertad

Acorazado ARA Independencia
Acorazado ARA Independencia
-13

Оба броненосца прослужили более 50 лет в строю. В 1931 году их переклассифицировали в броненосные канонерские лодки. В 30-е годы обновили вооружение- вместо старых пушек установили по два 40-мм/39 39 автомата Виккерса. 16 декабря 1946 года они были выведены из состава флота как окончательно устаревшие. В 20-м веке они использовались для решения разнообразных задач- представительских
( их откомандировывали представлять Аргентину во время национальных праздников в соседнем Уругвае), учебных, гидрографических, пограничных, сторожевых.

Но пока могли, они охраняли главные ворота страны-устье Ла Платы, будучи до прихода дредноутов из США, основой системы обороны.

«Либертад» покинул Ливерпуль 20 декабря 1892 года и 20 января 1893 года пришвартовался в Буэнос Айресе. Первым командиром его стал капитан Д. Атилио Барилари. Основное место службы для него на несколько десятилетий-Рио Сантьяго и Пуэрто Бельграно. Лишь несколько раз отлучался на походы к соседям-в Уругвай и Бразилию, а также на учебные походы с курсантами вдоль побережья.

-14
-15
 тренировки на борту Ac, Libertad, в то время как он был жилым помещением для начинающих моряков.
тренировки на борту Ac, Libertad, в то время как он был жилым помещением для начинающих моряков.

В 1898 году был создан дивизион «Рио-де-ла-Плата» в составе трех аргентинских броненосцев-«Либертад», «Индепенденсия» и «Альмиранте Браун». Несмотря на начавшиеся экономические трудности, командование поддерживало боеготовность дивизиона.

После "майских пактов", остановивших гонку вооружений с Чили, корабль начали периодически выводить в резерв с частичным разоружением.

В феврале 1914 года на броненосец возложили задачу обучения личного состава для строящихся в Соединенных Штатах Америки дредноутов («Морено» и «Ривадавиа»).

В 1915 году причислен к береговой охране, в 1916 году-к вспомогательным кораблям Учебного отряда, а к 1918 году вообще был поставлен на прикол из-за дефицита топлива. В 1920 году возвращен в строй Школьной дивизии.

В конце 1922 года вместе с миноносцами «Comodoro Py» и «Thorne» организовал санитарный кордон по контролю судов из Парагвая для защиты от бушующей там «чумы крупного рогатого скота».

В 1923 году броненосец обеспечивал первые полеты аргентинской морской авиации между Буэнос Айресом и Пуэрто Бельграно.

В 1925 году при ремонте отопление котлов переведено на нефть, а сам броненосец переквалифицирован в канонерскую лодку. После ряда ремонтов и модернизаций корабль возглавил, как флагман, Инструкционный отдел для Южного побережья, в составе «Либертад», «Индепенденсия», а также танкера «Министро Эскурра» для отплытия в Ушуайю. В следующем году отряд дошел до мыса Горн.

В 1931 году корабль перешел в состав дивизиона канонерок, куда также входили «Индепенденсия», «Парана» и «Росарио». Использовался в основном на реках, а в декабре доставил политзаключенных в Ушуайю. В июле 1932 года участвовал в подавлении забастовки на нефтяных промыслах Комодоро-Ривадавиа. В феврале 1933 года на «Либертад» (ирония судьбы, да)перевезли в тюрьму Ушуайя очередную партию захваченных в Комодоро-Ривадавия забастовочных активистов.

В 1934 году корабль был приписан к артиллерийской морской дивизии в Рио Сантьяго (дивизии речных канонерских лодок). В 1939 году откомандирован в Сан-Николас, для участия в торжествах по случаю годовщины битвы 1845 года с англо-французскими интервентами "Ла Вуэльта де Облигадо".

16 декабря 1946 года после 54-летней службы корабль был выведен из состава флота. В 1947 году передан Национальной морской префектуре под плавучую казарму и причал.

До 1968 г. использовался как лоцманская станция "Interseccion".

-17
-18
Либертад, стоящий на якоре на рейде Рио-Сантьяго. 1892
Либертад, стоящий на якоре на рейде Рио-Сантьяго. 1892
-20
-21
-22
-23

-24
-25

-26
-27

«Индепенденсия» оказался обладателем более богатой истории. Ему даже довелось повоевать, правда, как часто бывает в Латинской Америке, со своими. 5 марта 1892 года на корабле был поднят аргентинский флаг.

31 июля 1893 года броненосец встал на якорь в Буэнос -Айресе, экипаж его состоял из 26 офицеров и 129 матросов.

В Аргентине было неспокойно, после неудачной Парковой революции 1890 года радикалы (Радикальный Гражданский союз) регулярно, пару раз за десятилетие устраивали восстания с целью захвата власти. В этот раз восстания начались в провинциях, 28 июля восстала провинция Сан-Луис, 30 июля Санта-Фе. На рассвете 30 июля одновременно в 82 городах началось массовое восстание в столичной провинции Буэнос-Айрес. Восьмитысячная радикальная армия 8 августа заняла столицу.

Но нерешительные и непоследовательные действия повстанцев позволили правительству организоваться и перейти в контрнаступление.

26 сентября экипаж монитора ARA «Лос-Андес» во главе с лейтенантом фрегата Херардо Валотта, направленный в Санта-Фе с грузом оружия в руках для правительственных войск, вместо этого в Росарио отдал оружие повстанцам.

Большая часть флота сохранила верность правительству и мятежный монитор 29 сентября 1893 года был атакован на реке Парана у Эль-Эспинильо, на севере от Росарио, правительственной эскадрой в составе броненосца «Индепенденсия» и минного крейсера «Эспо́ра».

Первые выстрелы сделали мятежники, в 11-25 с 4 км обстрелявшие «Эспору» залпом своего главного калибра-двумя 200 мм. Торпедно-канонерская лодка в ответ увеличила скорость и, ведя огонь из 76 мм пушек, приготовилась к торпедному пуску. Монитор сдал еще два залпа , но все три прошли мимо.

В это время «Индепенденсия», обойдя отмели, вышел на прямую видимость при дистанции менее 4 км и сделал первый выстрел из своего погонного крупповского 240 мм орудия. Монитор начал отходить к порту Росарио под защиту береговой батареи. В ходе часовой перестрелки монитор получил несколько повреждений, включая подводную пробоину от 240 мм крупповского снаряда. Дистанция при этом сокращалась до 1000 метров.

В 12-32 монитор скрылся в бухте Росарио, спрятавшись за иностранными торговыми судами.

В ходе боя монитор смог выпустить всего 17 снарядов и не попал ни разу. Лоялисты же выпустили по нему 356 снарядов всех калибров и добились нескольких попаданий.

Мятежники пробовали начать переговоры, но командир броненосца потребовал только капитуляции -и в течение 2 часов. Попытка тянуть время привела к тому, что «Индепенденсия» в 1-30 вошел на рейд, навел орудия на «Лос-Андес» и сделал предупредительный выстрел.

Повстанцы незамедлительно спустили флаг, а прибывшие на монитор моряки обнаружили, что на плаву он держится только благодаря насосам. На всякий случай «Лос-Андес» посадили на мель.

А вскоре перед десантом из 50 моряков во главе с капитаном Д. Эдельмиро Корреа капитулировал и гарнизон самого Росарио. Восстание было подавлено.

В 1894 году броненосец причислили к 1-й дивизии для проведения учений. С 1898 года он -в составе дивизии Рио-де-ла-Плата, в октябре на большом морском параде у Пунта-Пьедрас «Индепенденсия»-седьмой в 1-й колонне.

С 1902 года в соответствии с "майскими пактами" броненосец попал в список кораблей с сокращенным экипажем, на стоянке разоруженных кораблей в Рио-Сантьяго.

В 1904-1909 годах он служил в учебном отделе ( «División Instrucción»), с 1907 года в Пуэрто-Бельграно, приданный к стрелковой школе морского училища. В 1911 году два месяца участвовал в санитарной блокаде на реке Парана. С 1915 года относился к береговой обороне. В 1917-19 годах служил в гидрографии, в 1921-1922 как учебный корабль. С 1927-канонерская лодка.

В январе 1930 года броненосец спас пассажиров немецкого пассажирского парохода « Монте Сервантес» (получившего прозвище-"южный Титаник"), налетевшего на скалы возле Ушуайи. С 1930 года корабль -в дивизии канонерских речных лодок.

В 1947 году броненосец заменил крейсер «Бельграно» в Мар-дель-Плата. в качестве плавбазы подводных лодок типа «Санта-Фе». С 1949 года корабль-в береговой охране, блокшив для лоцманов в Рио-де-ла-Плата. Корпус его был окрашен в вишнево-красный цвет с надписью Intersection Practitioners белым цветом, а вся надстройка - в белый, включая мачту и «воронье гнездо».

В 1964 году на него налетел шведский нефтеналивной танкер Hoeg Traveler, протащив его 7 метров и почти утопив. Его отремонтировали и вернули в строй в качестве понтона. Но ненадолго.

В 1968 году его отчислили из береговой охраны , а 18.12.1969 года он был продан на слом фирме Ayasa SA.

-28

-29
-30

Во время парада
Во время парада

-32
-33
Индепенденсия с подводными лодками класса Санта-Фе , Мар-дель-Плата, около 1947 года.
Индепенденсия с подводными лодками класса Санта-Фе , Мар-дель-Плата, около 1947 года.
-35

-36

-37

-38

"Индепенденсия" в исполнении Ponton Recalada. Фотография сделана Роджером Фосеттом в 1961 году с т / х «Амбертон».
"Индепенденсия" в исполнении Ponton Recalada. Фотография сделана Роджером Фосеттом в 1961 году с т / х «Амбертон».
-40

PONTON RECALADA INDEPENDENCIA 21.3.1969 - Изображение Эмброуза Гринуэя
PONTON RECALADA INDEPENDENCIA 21.3.1969 - Изображение Эмброуза Гринуэя

-43

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам