Как купить туристическую путевку дешевле
СодержаниеОбщая информацияИстория Музейного островаМузеи островаПравила посещения, время работы, билетыКак добратьсяОбщая информация
Музейный остров можно назвать гимном немецкой страсти к упорядоченности. И это не сарказм. Идея превратить заболоченный участок посреди Шпрее в самое «рыбное» по посещаемости место, разместив на нем пять лучших музеев, могла прийти в голову только потомкам Гёте и Шиллера. Впрочем, выбор местоположения для музейных экспозиций был не совсем случаен. Именно со Шпрееинзель, а точнее, с располагавшейся на нем рыбацкой деревушки Кёльн (не путать с одноименным городом) и начиналась история Берлина.
За время своего существования Музейный остров переживал как периоды подъема, так и упадка. Например, в годы Второй мировой войны многие из коллекций берлинских музеев были либо украдены, либо безвозвратно утрачены в результате разрушений. Что касается современного облика одной из самых «доходных» достопримечательностей Германии, то она все еще продолжает меняться. С начала 2000-х территория и здания Музейного острова подпали под реконструкционную программу, в результате чего на северной стороне Шпрееинзель выросло несколько новых построек, а прежние были расширены и отреставрированы. Самое заметное сооружение последних лет – Галерея Джеймса Симона. Это белоснежное строение с изящной колоннадой пока не введено в эксплуатацию, но в ближайшем будущем станет главным входом на остров, где разместятся инфоцентр и подземный бульвар, по которому можно будет попасть в любой из пяти музеев.
История Музейного острова
Точкой отсчета в биографии одной из крупнейших достопримечательностей Берлина считается 1797 год, когда король Пруссии Фридрих Вильгельм II и профессор искусствоведения Алоис Хирт договорились открыть музей Античности. Местом для будущей экспозиции выбрали северную оконечность острова Шпрееинзель, где уже был выстроен Городской дворец и разбит романтический парк Люстгартен.
Работы по сооружению новых построек затянулись из-за сложного рельефа местности – пришлось выравнивать канал Купферграбен. В результате первым публичным учреждением на Шпрееинзель стал Старый музей, чье строительство было завершено к 1830 году. Дальше дело пошло чуть быстрее. В 1859 году на острове открылся Новый музей, а вслед за ним выросли здания Старой Национальной галереи и Музея Боде. Самым запоздалым в этом списке оказался Пергамский музей, который распахнул свои двери только в 1930 году.
После прихода к власти национал-социалистов Музейному острову стало уделяться повышенное внимание. Гитлеровские рейхсминистры и архитекторы успели даже набросать примерный план переустройства Шпрееинзель, где предполагалось воздвигнуть еще 4 дворца для экспозиций. Но с началом Второй мировой проекты пришлось задвинуть на дальнюю полку, тем более что к 1945 году все постройки острова лежали в руинах – в общей сложности было уничтожено 70% музейных зданий. Восстанавливать исторические объекты в послевоенной Германии не спешили – не было средств. В итоге первые серьезные попытки вернуть Музейному острову прежний облик были сделаны в конце 80-х, причем реставрация выставочных залов и отдельных частей зданий продолжается до сих пор.
Музеи острова
Старожил Шпрееинзель – Старый музей – идентифицируется по греческому стилю в оформлении и ряду ионических колонн. С 2000 по 2006 годы здание находилось на реставрации, но сегодня к посещению открыты все залы учреждения. Зайти в Старый музей стоит уже потому, что здесь хранится едва ли не самая огромная в мире коллекция шедевров античного искусства. Греческие статуи, фаюмские портреты, этрусские вазы, а также бесчисленное множество миниатюрных (и не очень) статуэток из разряда «детям до шестнадцати» – впечатлений хватит надолго, даже если вы совсем не историк.
Более полувека объектом жарких споров горожан оставался Новый музей. После войны к постройке долго не притрагивались, в итоге величественные руины портили общую картину Музейного острова, что, конечно же, расстраивало искусствоведов. В 80-х берлинские архитекторы все же отреставрировали здание, но с неординарным подходом к делу. Ну а если точнее, то строители умышленно обошли стороной участки с отлетевшей штукатуркой на фасаде и закопченными участками колонн – по мнению архитектора Дэвида Чипперфильда, это было лучшим решением, поскольку для восстановления экстерьера и внутреннего убранства музея, потребовалось бы исказить его исторический облик. Кроме того, такая нарочитая незавершенность должна была напоминать посетителям о трудном прошлом страны.
Сегодня в здании Нового музея две постоянные экспозиции – рассказывающая о культуре и письменности Древнего Египта, а также выставка, посвященная доисторической эпохе и ранней истории. Посетить стоит обе, хотя бы из-за возможности увидеть легендарный бюст Нефертити и псевдотроянские сокровища, откопанные Г. Шлиманом на берегу Эгейского моря. Вернее, их искусные реплики, поскольку оригиналы украшений были вывезены после победы в СССР и там затерялись.<p>
Ближайший сосед Нового музея – Старая Национальная галерея. Прекрасное светлое здание с апсидой в римском стиле стало главным вместилищем прусского культурного наследия. Основу местных фондов составляет творчество прусских художников с редкими вкраплениями шедевров Дега, Ренуара, Сезанна и Мане. Наиболее ценные экспонаты музея – деревянное полотно «Остров мертвых» Бёклина, роденовский «Мыслитель», картина «В зимнем саду» Мане.
Ярчайший представитель стиля необарокко Музей Боде раньше назывался Музеем Кайзера Фридриха III, поскольку большая часть его тогдашних экспонатов находилась в собственности короля. Сегодня в экспозиционный комплекс Боде входит целых три музея – Музей византийского искусства, Монетный кабинет и Собрание скульптур. Главный объект гордости реставраторов, трудившихся над восстановлением исторического облика здания, – Кабинет Тьеполо, «реанимированный» с помощью одной-единственной фотографии (настоящий кабинет с оригинальными фресками исчез в вихре Второй мировой).
Пятый «житель» Шпрееинзель – Пергамский музей, он же Пергамон, единственный из музеев острова с русским аудиогидом. Изначально здание строилось ради одного экспоната – Пергамского алтаря, со скандалом вывезенного немецкими археологами из Малой Азии. Впоследствии к этому уникальному во всех смыслах произведению искусства добавились не менее массивные шедевры древней архитектуры вроде ворот Иштар, Вавилонской дороги процессий (реконструкция) и рыночных ворот Милет. На данном этапе у Пергамского музея три основных коллекции – классических древностей, исламского искусства и древнего Ближнего Востока.
Важно: Пергамский алтарь недоступен для посещения до 2023 года – над экспонатом ведутся реставрационные работы. Компенсировать отсутствие возможности полюбоваться древним сооружением можно посещением панорамы, изображающей и озвучивающей повседневную жизнь исчезнувшего города Пергамоса. 24-метровое презентационное полотно создано архитектором Ядегаром Азизи и считается самой большой музейной панорамой в мире.
Правила посещения, время работы, билеты
На Музейном острове разрешена фотосъемка любых экспонатов, за исключением бюста Нефертити. И это не стандартная формальность. За туристами, пытающимися исподтишка запечатлеть нетленную красоту царицы Египта, здесь внимательно следят. Кроме того, учитывайте, что отдельные музейные помещения до сих пор находятся на реставрации и не всегда доступны к осмотру – реконструкционный проект, запущенный в действие берлинскими властями, все еще продолжается.
График работы музеев на Шпрееинзель: ежедневно, с 10:00 до 18:00. Исключение – четверг, когда все учреждения открыты до 20:00, и воскресенье – государственный выходной. Входные билеты можно приобретать в кассах на месте – стоимость от 10 до 12 EUR. Хотя если в ваши планы входит посещение нескольких экспозиций, разумнее обзавестись трехдневным пропуском Berlin Museum Pass за 29 EUR, предоставляющем доступ к 30 городским музеям и выставочным залам, включая Музейный остров.
Как добраться
От Бранденбургских ворот до Музейного острова – примерно 10-15 минут пешком. Альтернатива пешему путешествию – трамваи (маршруты, М1, М4, М5, М6), сойти необходимо на остановке Хакешер Маркт. Ближайшие к острову станции метро U2 – Шпиттельмаркт, Мэркишес Музеум, Клостерштрассе, Хаусфогтайльплац; U6 – Фридрихштрассе. Кроме того, до Музейного острова ходят автобусы – маршруты № 100, 147, 200.