Найти в Дзене
На завалинке

Рассказ. Грибы - они тоже люди.

(История основана на подлинных событиях)

Если бы люди помнили свои прошлые жизни, то накопленный опыт и знания помогли бы сейчас? Не факт…

***

Осень 1981 года. В центре города N оживлённо. Школьная ярмарка. Родители и дети толпятся у столиков с учебниками, тетрадями и прочими школьными принадлежностями. Очень шумно: грохочет музыка, стараясь её перекричать, орут родители и продавцы, и кульминация ко всему – радостные вопли неугомонных детей.

Через толпу протискивается мужчина в сером полосатом костюме с дипломатом в руках, и нечаянно толкает другого молодого человека в локоть. Второй роняет книгу на землю. Возмущается, поднимает её и оборачивается к виновнику. Их взгляды встречаются, и оба замирают. Минуту удивлённо всматриваются друг в друга. Родинка на правой щеке в виде сердечка окончательно убеждает мужчину в костюме, что он не ошибся. «Неужели он? Точно он!» Наконец улыбаясь, обнимаются.

- Ба, Дима! Сколько лет?! – восхищённо хлопает по плечу, - Тебя и не узнать… Ты такой солидный стал.

- Здорово, Василий! – протягивает руку для приветствия, другой кладёт книгу на прилавок и показывает в сторону, - Будешь тут солидным – семья, дети.

Подошла женщина с мальчуганом и с тревожным любопытством смотрит на незнакомца.

- Знакомься! – обнимает за плечи молодую симпатичную женщину, крепко сжимавшую руку мальчика, что тянет её в сторону. - Это моя жена Наташа. А этот баламут Васька сын.

Все улыбаются. Василий спешит, и поэтому сразу оговаривает, что нет времени, но заручается обещанием приятеля о встрече на ближайшие выходные. На том и порешили.

Спустя неделю.

Василий Сорокин с пакетом и красивой коробкой жмёт звонок у дверей квартиры Федюниных. Двери распахиваются, и расплывшийся в искренней улыбке хозяин принимает гостя.

- Здорово, Василий! Проходи, мы тебя ждём, - отходит в сторону, пропуская гостя и протягивая ему руку,- Наталья столько всего наготовила, ну прямо как на именины!

- Здравствуй, Дима! – перехватывает пакет, освобождая руку для крепкого рукопожатия, - Давай, показывай, как живёшь…

Хозяин с гордостью обходит квартиру: детскую, спальню и приводит гостя в зал, где накрыт праздничный стол. Семилетний сын Вася ёрзает на диване и что-то смачно жуёт. Рядом сидит тихая, скромная девочка лет четырёх с огромным розовым бантом на голове.

Вошла хозяйка с двумя хрустальными вазами с салатами.

- Здравствуйте, Василий! – расставляя на столе угощение, смущённо улыбается,- Муж говорил о Вас, но я не поняла, что именно вас так сдружило…

- О! Это целая история! – загадочно подмигивает приятелю, - Давай расскажем? Нам ведь есть что вспомнить…

- Давай… - растерянно задумывается, - Только я почему-то не помню. Тебя помню, а что произошло, совершенно забыл.

Виновато пожимает плечами.

Сорокин достаёт из пакета коньяк, ставит на стол. Коробку с пирожными протягивает Наташе.

- Ну, что Вы, - смущённо улыбается, - У меня ещё тортик… Спасибо.

Усаживаются за стол. После нескольких рюмок беседа стала более непринуждённой и дружеской. Прошло почти десять лет с их последней встречи. Слушая рассказ Дмитрия о том, как он долго болел, встретил Наташу, потом поженились, семья, дети, работа водителем в такси, и тихо завидовал ему. Ведь он спас его, вытащил из ада, а сам сломался.

- Ну, а ты как? – оживлённо спросил Дима, наливая в рюмки, - Чем занимаешься?

- Я? – грустно вздохнул приятель, - Я после той истории с тобой… Я не смог больше там работать врачом и попросил перевести меня. Теперь я терапевт в нашей поликлинике.

- А что? Что там за загадочная история? – нахмурился и внимательно посмотрел на приятеля, - Я действительно ничего не помню.

- Да, ладно… - выпил, закусил и продолжил, - Давай, напомню.

***

Жаркий июньский день 1972 года.

Психиатрическая клиника, где проходит практику молодой, многообещающий студен Сорокин. Ознакомившись с личными делами больных, его заинтересовало дело Дмитрия Федюнина 1953 года рождения. «Надо же, 19 лет, совсем молодой. Всего на пять лет моложе меня. Жаль парня» так думал он, листая бумажную жизнь пациента. Его история, так потрясла, что Василий решил сделать всё, чтобы помочь.

Ещё год назад Дмитрий – золотой медалист поступил в университет на физико-математический факультет. Он был признанный лидер группы и легко уговорил студентов, отдохнуть с палатками у реки. Собралось 11 человек.

Первый день прошёл весело. Девочки готовили, мальчики разводили огонь. Купались, загорали, пели песни у костра.

На следующий день несколько влюблённых парочек решили пройти по лесу за ягодой. Дмитрий и Варя гуляли, взявшись за руки и время от времени целовались. Неожиданно поднялся сильный ветер и пошёл дождь. Девчонки с визгом бросились обратно в палатки.

Дима расстроился, замешкался, разглядывая мох на дереве, и сильно отстал от остальных. Стоит, прислонившись к дереву спиной в надежде переждать дождь. Но…

Где-то далеко прогремел гром, потом ближе. Затем громыхнуло совсем рядом, оглушив и напугав так, что он уже собрался бежать, но…

Он сделал несколько шагов и услышал страшный скрежет падающего дерева. Оно падало на него. Потом тишина и всё.

Искали его пять дней. Нашли. Всё это время он лежал прижатый деревом к земле не в силах пошевелиться. Удивительно, что без еды и воды он выжил. Вокруг его головы выросли грибы: сыроежки, маслята, а он их не ел, а только слизывал росу. Потом больница, ведь сильное обезвоживание. Вот и спасён, но самое страшное произошло позже. Парень перестал разговаривать и вообще реагировать на внешний мир. Стал, как неодушевлённый предмет. В таком виде и увидел его Сорокин.

***

- Извини, - покачал головой Дима, - Я не помню этого. Помню только, как лежал в больнице и меня учили: есть, ходить, говорить. Это так странно…

- А я после того случая не смог больше работать с подобными больными, - замялся и пояснил, - Они стали для меня не просто пациенты, а искалеченными жизнью люди. Люди. Теперь они для меня все люди.

- Что же там произошло, наконец? – заинтересовал приятель, - Ну?

- Может не надо, - заколебался рассказчик и попросил, обращаясь к Наташе - Уведи детей, им это знать ни к чему.

Жена увела детей и удалилась на кухню, чтобы приготовить чай.

А тем временем Василий поведал тайну прошлого Димы. Рассказал о его студенческом походе в лес, о трагедии в грозу и о том, что было потом.

1972 год. Больница.

Переговорив с главным врачом отделения Фридом Михаилом Ильичём, он получил разрешение на эксперимент. Василий очень хотел помочь парню, и возможность пожить с ним в одной палате давала ему надежду на чудо. «Если я буду постоянно рядом, он привыкнет ко мне, и я смогу разговорить его, и узнать, как лечить» аргументировал студент в кабинете главврача, подсовывая на подпись разрешение. Михаил Ильич немного поколебался, но решив, что хуже уже не будет больному, и подписал.

Так начался эксперимент. Василий и Дмитрий лежали в одной палате уже неделю. Дима, как обычно сидел у окна на полу на корточках и смотрел в одну точку. Никакой реакции на внешний мир у больного не было, но в одно прекрасное утро…

Утро было пасмурным. Тучи затянули всё небо, к обеду пошёл проливной дождь. За окном громыхала гроза. Неожиданно Василий заметил в напарнике перемены. Тот встал, подошёл к окну и стал покачиваться, вытягивая шею. Сорокин медленно подошёл.

- Привет, - произнёс шёпотом и осторожно спросил, совершенно не ожидая ответа, - Ты что делаешь?

- Дождик, - прошептало в ответ, - Я росту.

От неожиданности парень чуть не закричал, но сдержался, и тихо постучав в двери, попросил выпустить его.

Позже он обсудил всё с главврачом, заручился поддержкой, советами и продолжил опыт.

Наконец выяснил, что парень чувствует, думает, ощущает себя грибом. Он «подберёзовик». Василий представился тоже грибом «груздем» и «грибы» подружились. Теперь оставалось вывести его из этого состояния, но как…

Долго размышляя о том, чего боятся грибы, Василий сам чуть не сошёл с ума. Идея пришла сама «Если гриб вырос, его срезают и в суп». «Надо осторожно поделиться с напарником «грибом» моей идеей, только бы ничего не испортить…» переживал Сорокин. За те несколько недель прожитых рядом с этим несчастным он, привязался к нему, и теперь было страшно, если всё испортит.

- Подберёзовик, - обратился он, - Я точно знаю, что за нами скоро придут люди и срежут нас. Они хотят съесть нас.

- Нет, - испугался «подберёзовик», - Я не хочу, чтобы меня ели…

- Не бойся, я рядом, - успокаивает «груздь», - Я придумаю, как их обмануть.

Сидят молча. Спустя час делает предложение.

- А давай поступим так, - предлагает «груздь», - Как только они войдут, мы соскакиваем и кричим «Я человек! Я человек! Я человек!» Они нас отпустят. Давай?

- Хорошо, - согласился, немного подумав «подберёзовик», - Давай.

Так они и поступили. Странно, но страх быть съеденным помог превратиться из гриба снова в человека.

***

1981 год.

Из кухни позвала Наташа и попросила помочь ей. Муж глубоко задумался и не услышал просьбу. Он сидел под впечатлением от услышанного о себе. Василий охотно поспешил на кухню помочь хозяйке. Гость нёс чайный сервиз, а хозяйка порезанный торт. Хозяина за столом не было. Жена крутила головой в поисках мужа и увидев его, уронила торт на пол.

- А-а-а-а, - голосила она, не обращая внимания на упавший десерт, - Что с тобой?

Муж сидел на корточках на полу у окна и отрешенно смотрел в пол.

- Э приятель, - засмеялся Василий, - Не дури, не смешно… Жену напугал.

Обнял за плечи женщину.

- Это он так шутит, - успокаивает он рыдающую жену, - Сейчас я его вразумлю.

Дмитрий вспомнил, кто он - гриб «подберёзовик». Он больше не слышал плача и воплей жены, криков приятеля, сирены скорой помощи, ударов по щекам. Всё перестало для него существовать. Теперь он точно знает, он - гриб «подберёзовик».

****

Спустя год Василий Сорокин проходя мимо дома Федюниных грустно всматривается в их окна. Его душит чувство стыда и раскаяния. Когда-то он помог из «гриба» стать человеком, а значит устроить свою жизнь, завести семью, детей… И он же запустил программу в обратном направлении: из человека снова стать «грибом», но уже навсегда.

P.S.: А ты? Хочешь знать, кто ты на самом деле?

-2