В Евангелии от Марка Иисус Христос берет в руки хлеб с чашей вина и говорит, что сие есть плоть его и кровь его:
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Евангелие от Марка 14:22-25
Эта история стала образцом для главного христианского ритуала - таинства причастия, или евхаристии.
Из отрывка становится понятно, что в чаше находилось вино. В греческих Евангелиях нет слова вино, зато есть термин "ἀμπέλου", который означает виноградную лозу, или виноградные плоды. То есть напиток из винограда. Вино - наиболее подходящий вариант перевода, потому что на это указывает как греческая культура, так и сам контекст Евангелия.
Что это за вино?
Когда Иисус говорит, что сие вино есть кровь его, то мы представляем красное вино. Это наиболее близкий к крови образ. Но в 1 веке в Иудее было много разных вин, об этом говорят Плиний Старший и талмудическая традиция, а в Евангелии ничего не сказано про вид вина.
Археолог Патрик Макговерн является специалистом по истории древних алконапитков. Он утверждает, что иудейские вина 1 века больше всего походят на сухие виноградные вина, подобно итальянской Амароне с сильным привкусом изюма.
Среди древнеиудейских археологических находок ученым известен кувшин с надписью "вино из черного винограда", на еще одном древнем кувшине из того же региона обнаружена надпись "очень темное вино".
В иудейской крепости Масада, где восседал царь Ирод, были найдены винные кувшины родом из Италии. Римляне поставляли свой продукт во все уголки империи.
Но древнеиудейское вино не было похоже на наше современное красное вино. Римляне добавляли в вина разные добавки: смола, мирра, ладан, всевозможные перцы, сухофрукты, мед, специи.
В 2013 году археологи обнаружили на территории Израиля большой винный погреб библейских времен, где было около сорока кувшинов. Экспертиза показала, что владелец погреба предпочитал красное вино со вкусом мяты, меда и можжевельника.
Добавки использовали не только для новых вкусовых ощущений, но и для наилучшей консервации вина за счет смолы.
Помимо твердых добавок римляне разбавляли вино с водой. Воды могло быть больше, чем самого вина. Иногда использовали морскую воду.
Польские ученые попытались воссоздать римское вино путем использования древнеримских рецептов, емкостей и процедур. Получился интересный результат. Это больше похоже на белое вино. По вкусу сладкое, пряное, крепкое и насыщенное. Однако неизвестно, какой именно был виноград у римлян, поэтому эксперимент не совсем объективен.
Древние греки и римляне пили вино всегда, потому что это было безопаснее, чем пить нефильтрованную воду. Алкоголь служил дезинфицирующим средством. Для древних вино было идеальным напитком, так как в жару пить нужно много. Чтобы сильно не напиваться, они разбавляли вино водой в большом количестве.
Пили ли древние евреи разбавленное вино?
В Библии есть осуждение разбавленного вина - Исайя 1:22. Но Иудея времен Иисуса находилась под сильным влиянием греко-римской культуры. И в Библии, независимо от книги Исайи, есть поощрение разбавленного вина:
"Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие".
2-я книга Маккавейская 15:39.
Поэтому вполне вероятно, что Иисус с апостолами пили именно разбавленное вино.
Каким могло быть вино в чаше Иисуса?
Таким образом, вино Иисуса Христа, скорее всего, было сухим красным вином с привкусом изюма и смолы. Но это лишь предположение, основанное на археологических и письменных источниках той культуры, в которой жил Иисус из Назарета. Даже если ученые найдут ту самую чашу, которую держал Иисус во время Тайной вечери, то мы вряд ли узнаем характеристики первого евхаристического вина.