Начну писать про хорроры, что снимают в бывших республиках СССР. Не считая Россию, про нее – отдельно. Среди этих картин есть интересные жанровые, стилистические находки. Один из ярких свежих примеров – белорусская инди-лента «Сашин ад».
«Сашин ад» (2019) – история двухдневного общения в Минске местного битмейкера Саши (кинокритик Алексей Свирский) и Оли – рэпера из Бельгии (музыкант Vlad Lullaby). Бельгиец сочиняет рэп на сашины биты, в столице Беларуси у них запланирован клубный концерт.
Фильм снят на VHS и мог напоминать рокерские хроники 90-х, если бы новые артисты выглядели чуть менее уныло. История встречи двух неформалов предельно бытовая, никаких «Хостел»-поворотов не туда и прочей эксплуатации туристических страхов перед Восточной Европой.
Личная жизнь Саши – другое дело. В тихом омуте – черти и открытие портала в некий черный вигвам, с очевидным закосом под третий сезон «Твин Пикса» (где Линч тоже работает в эстетике инди-хоррора).
Работа Никиты Лаврецкого («Белорусский психопат») была неплохо встречена критикой, ездила вне конкурса на ММКФ. Режиссер определяет жанр как эмо-хоррор и мамблгор. Это примерно то же, что мамблкор, только страшненький, с примесью ужастика. Дам справку, а то мне иногда в комментариях прилетает за использование редких терминов.
Мамблкор (mumblecore)– шутливое название дешевого независимого кино, в котором хронометраж безжалостно убивается записанной живьем болтовней (mumble – «бормотание») персонажей, которые часто еще и сыграны непрофессионалами. Фильмы эти, как правило, не сильно веселые, а в диалогах часто возникает особая атмосфера неловкости, что становится ценным в случае с мамблгором (mumblegore).
В «Сашин ад» неловкости хоть отбавляй, и на ровном месте действительно возникает саспенс: тут есть языковой барьер, и парни разные. Саша похож на тихого ботана: выглядит как сморчок, неопрятный, плохо причесанный маргинал. Видно, что мизантроп. Оле достаточно бодрый, стильный и тусовочно настроенный паренек. Да и в Беларуси ему нравится.
Саша – несимпатичный персонаж, да еще с гонором. Работать не любит, предпочитая сидеть в сетках, слишком фанатеет от европ, оскорбляя русский рэп. Проезжая мимо Кургана Славы, созданного в честь освобождения Белоруссии от фашистов, житель Минска лениво говорит: «Это в честь Второй мировой. Больше об этом не знаю». Мутный тип.
Вокруг фильма наплодилось догадок о показе через Сашу ментальности белорусов, что не всегда справедливо к белорусам. Есть трактовка названия: Sasha's Hell– не столько про главного героя, сколько про тезку из телевизора. В фильме не зря есть сцена, в которой Оле находит белорусского Батьку забавным, а Саша к его упоминанию относится с той же серьезностью, что и к теме проникновения демонов через зеркала.
Впрочем, это все неточно, слишком уж банальным «ботаном», зарубленным за музыку, выглядит Саша, да и говорит он о музыке, как хеви-металл персонаж, платящий за каждую песню кровью и куском души.
На интервью Саша дает гармоничную версию знакомства с Оли, а бельгиец шутит, что тот навязался: «Заспамил мне всю почту». Тут можно рассуждать о болезненном желании быть нужным западным соседям (плюс – брезгливость по отношению к восточным) и готовности добывать каждую новую песню кровавой жертвой и обменом на кусок души.
При желании можно продолжить разговор о политике, например, видеть в использовании VHS увидеть некую серость и отсталость всей Беларуси, потерянность ее во времени. Но это слишком толсто, чтобы обсуждать всерьез. Да и неправда.
Фильм своей многозначительной лаконичностью создает простор для трактовок и хочет казаться умнее. Но авторы сильно не педалируют политическую философию, иначе это будет памфлет. С другой стороны... если авторы умудряются примешивать к хоррор-тематике военную драму «Иди и смотри», трудно сказать, что за демоны ими самими двигают.
Зомби, призраки и прочий хоррор Якутии — радость киномана
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 4)
Хорроры и биопанк «ТВ-3 Dark»: есть интересные работы
«Тварь» – один из умнейших и стильных хорроров России
Спасибо «Гоголю» за возвращение русской готики в кино