Найти тему
Андрей Мятиев

Пежо Жерар - первый складной велосипед на вооружении самокатчиков Русской армии. Peugeot Gerard из коллекции Веломузея.

Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея хранится армейский складной велосипед системы Жерара, изготовленный в 1902 году французской компанией Peugeot. Для мирового военно-велосипедного дела "самокат Жерара", (а именно так его называли в России), является краеугольным камнем, определившим направление его развития на долгие годы. В 1894 году офицер 87-го линейного полка французской армии капитан Анри Жерар (Henry Gerard), задавшись целью расширить сферу применения военных велосипедов, разработал пробный образец складной носимой машины. Велосипед имел оригинальную конструкцию - он мог быть сложен вдвое при помощи шарнирного приспособления и водружен на спину как солдатский ранец благодаря двум лямкам, прикрепленным к раме. Поначалу двадцать велосипедов такой конструкции были изготовлены в велосипедной мастерской Шарля Мореля (Charles Morel) близ Гренобля по чертежам и при личном участии капитана Жерара. Военное ведомство Франции заинтересовалось изобретением и оно было испытано на маневрах 2-го армейского корпуса в сентябре 1895 года. Для этого была сформирована команда самокатчиков из 20 человек под началом самого Анри Жерара, которая, не ограничиваясь вестовой и разведывательной службой, неоднократно принимала участие в действиях пехоты и даже кавалерии, совершив за несколько дней маневров пробег в 700 км и показав вполне удовлетворительные результаты. При этом вес испытываемой машины составлял 23 кг, а крепление ее в сложенном виде ремнями за спиной позволяло солдатам вести стрельбу не только из положения стоя, но и с колена. После испытаний французское командование сочло аппарат Жерара пригодным к службе и приняло решение о формировании роты самокатчиков численностью в 100 человек, во главе с изобретателем машины, для проработки вопросов применения ее в войсках. В перспективе предполагалось сформировать во французской армии 25 таких рот. Так как Военное Министерство не удовлетворилось качеством машин, произведенных в мастерской Мореля, то лицензия на их производство была передана без права продажи парижской фирме "Peugeot", которая и поставляла их впоследствии во Французскую и Русскую армии в больших количествах. Конструкция капитана Жерара имела много недостатков, но она была первой и поэтому вызвала множество подражаний и, так сказать, "вариаций на тему". Слава нового военного велосипеда быстро достигла России и семена ее пали на благодатную почву. В декабре 1895 года военный министр П.С. Ванновский приказал закупить во Франции 10 самокатов Жерара и разослать их в войска европейской части России для проведения испытаний во время ближайших летних лагерных сборов. Оценки качеств самокатов Жерара оказались настолько противоречивыми - от резко отрицательных до хвалебных, что Главный Штаб счел нужным обратиться за консультацией к специалисту - начальнику 34 пехотной дивизии, профессору Николаевской военной академии, генерал - майору Александру Федоровичу Плюцинскому, автору изданной в 1895 году в Петербурге одной из первых в мире и первой в России книги под заглавием "Носимые", посвященной использованию в армии складных велосипедов. Последний, будучи энтузиастом велосипедного спорта и ярым поклонником модели Жерара, объяснил противоречия в отзывах разницей условий проведения испытаний в округах и предложил провести новые пробы, в одном месте, увеличив количество испытуемых машин до 20-30 штук и образовав специальную комиссию при Главном Штабе для наблюдения за испытаниями.
Главный Штаб поддержал мнение Плюцинского о повторных испытаниях и предложил, со своей стороны, избрать местом работы наблюдательной комиссии Варшаву. Для этого предполагалось закупить 27 аппаратов системы Жерара и составить из них особую команду. Подготовку программы испытаний решили поручить профессору Плюцинскому, назначив его председателем комиссии, а в состав ее должны были войти чины Варшавского гарнизона. Также предполагалось, что вышеупомянутая команда может быть представлена императору Николаю II на предстоящих маневрах и смотре войск под Белостоком, следуя на самокатах за штабом Западной армии. Маневры проходили в мае и самокатчики активно в них участвовали. Что касается технических результатов испытаний самокатов Жерара, то они в целом показали неприспособленность конструкции этих машин к эксплуатации в специфических отечественных условиях. Из недостатков были отмечены: тяжесть машин; большое время, требующееся для складывания и разворачивания самокатов; малый диаметр колес (24 дюйма); ненадежные тормоза; нерациональное распределение веса ездока (преимущественно на заднее колесо), влияющее на управляемость велосипеда и пр. Несмотря на это, маневры прошли для первой самокатной команды относительно благополучно, дав в результате длительную «прописку» новому виду войск в Русской Армии.
Одним из членов технической комиссии, занимавшейся анализом результатов испытаний был полковник Андрей Александрович Перекрестов, бывший в то время председателем Московского Клуба Велосипедистов. Он написал во Францию Анри Жерару обширное письмо, в котором описал подробности испытаний и пожелания по изменению конструкции складного велосипеда. Анри Жерар в 1898 году усовершенствовал свой велосипед с учетом критических замечаний русских коллег, видимо, желая получить заказ Российского Военного Ведомства.

Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. "Вентиль" предназначен для фиксации колеса велосипеда для удобства переноски его в сложенном виде.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. "Вентиль" предназначен для фиксации колеса велосипеда для удобства переноски его в сложенном виде.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Видна конструкция переднего тормоза с тягой, скрытой в стержне руля и "вертушки" для быстрого снятия руля и регулировки седла.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Видна конструкция переднего тормоза с тягой, скрытой в стержне руля и "вертушки" для быстрого снятия руля и регулировки седла.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Peugeot Gerard 1902 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На «Русской модели» устанавливались колеса диаметром 26 дюймов, были удлинены шатуны и подседельный штырь, изменена геометрия рамы. Несколько таких аппаратов были направлены в Россию для повторных испытаний. Результат их оказался опять же малоудовлетворительным. Главное Военно-Техническое Управление Русской армии ограничилось тем, что рекомендовало «Русскую модель самоката Жерара» для закупок на средства и усмотрение гарнизонов крепостей и иных частей и подразделений, в штат которых входили самокатчики.

Реклама "самоката Жерара" из каталога магазина "Пежо" на Кузнецком Мосту в Москве. 1910 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Реклама "самоката Жерара" из каталога магазина "Пежо" на Кузнецком Мосту в Москве. 1910 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Между тем, Французская Армия начала массовые закупки усовершенствованных "Жераров" для снабжения своих самокатных подразделений.

Французский солдат-самокатчик со сложенным "самокатом Жерара" за плечами. Почтовая открытка 1900-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французский солдат-самокатчик со сложенным "самокатом Жерара" за плечами. Почтовая открытка 1900-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французские самокатчики с велосипедами Peugeot-Gerard. 1910-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Французские самокатчики с велосипедами Peugeot-Gerard. 1910-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В начале 1910-х годов конструкция "самоката Жерара" была в очередной раз изменена и упрощена - в пользу уменьшения веса и габаритов машины.
В начале Мировой войны в Русской армии началось массовое формирование самокатных рот и для их снабжения Военное Ведомство закупило несколько тысяч самокатов Жерара нового образца, которые эксплуатировались в ходе Мировой войны и позднее, во время Гражданской, а некоторые велосипеды служили уже в Красной Армии до конца 1920-х годов.

Русские самокатчики с "самокатами Жерара". 1916 г. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Русские самокатчики с "самокатами Жерара". 1916 г. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея имеется два "самоката Жерара" - показанный в этой публикации экземпляр, аналогичный "Русской модели" 1902 года выпуска и велосипед 1914 года - один из тех, что использовались русскими самокатчиками в ходе Первой Мировой войны.

*** Примечание: "самокатами" в 1890-1910-х годах в России называли велосипеды без свободного хода, т.е. с фиксированной передачей, а также военные велосипеды.

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!

Авто
5,66 млн интересуются