Пожалуй, одно из самых распространенных клише о средневековой Европе – это немытые люди. Если верить некоторым авторам, то грязными и вонючими были все – от черни до самих королей. Тренд на критику средних веков возник еще в эпоху Возрождения, когда началось отрицание всего, что имело отношения к недавнему прошлому. Однако посмотрим фактам в глаза и попробуем оценить реальность без стереотипов.
С чем у нас в первую очередь ассоциируется чистота? Пожалуй, у многих это — мыло. В Европе в огромных масштабах мыло стали производить уже в начале 10 века. Это не значит, что до этого люди не мылись. Просто пользовались не привычным нам мылом, а разными травами, которые хорошо мылились в воде – сапиндус, гипсофил, мыльнянка и так далее.
Первые мыловаренные центры появились в Марселе и Савойе, а оттуда распространение пошло на север. Уже с 1000 года в записях английских монастырей стали упоминаться закупки местного, английского мыла. В 1192 году монах из Ричард Девайзес (видимо от него пошло слово девайс) с ужасом пишет о неприятном запахе от мыловаренных мастерских в Бристоле. Еще через 200 лет в Англии уже минимум четыре таких центра – помимо Бристоля, это Йорк, Коветри и Халл.
Лучшим мылом считалось кастильское. Оно продавалось в брикетах и стоило 4 пенса за брусок. Более дешевое – местного английского производство. Оно было белым, серым и черным, использовалось как наше хозяйственное, но было при этом жидким. Да, в Средние века было привычное нам жидкое мыло. Вот только мыть руки таким мылом было нельзя. Они быстро покрывались волдырями, и кожа трескалась. Бочка такого мыла в 13 веке стоила 13 шиллингов 4 пенса.
Во Франции в средневековых описях домов мы встречаем чаны для купания, тазы для мытья ног или головы, умывальники на ножке. Ели в то время руками и обычай требовал, чтобы после трапезы гостям давали кувшин, наполненный ароматической водой, чтобы те могли омыть руки. Люди побогаче принимали ванны прямо дома, победнее – купались летом в Сене. В средневековом Париже имелись и публичные бани. Там не только парились, но и заказывали еду и вино. Проповедники называли эти места притонами, но вот только в 13-14 веках ремесло банщика было признано наравне с другими, а в сами бани пускали мужчин и женщин по очереди, были также и отдельно мужские и отдельно женские бани.
Вот например фрагмент из регистров ремёсел и торговли Парижа:
«Каждый кто хочет быть банщиком в Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычиям цеха. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если еще и купается, то 4 дненье». Отметим, что по деньгам – это стоило не дороже буханки свежего хлеба, то есть совсем не дорого.
(Подробнее об этом можно почитать в книге Симоны Ру Повседневная жизнь Парижа в Средние века)
А что насчет Испании, где и производили знаменитое кастильское мыло? История неблагодарно обошлась с королевой Изабеллой, которая вспоминается теперь, как та самая королева, которая дала обет, что не будет менять рубашку, пока мавров не выгонят из Испании (т.е. 20 лет). Второй миф связан с тем, что мылась она всего дважды в жизни при крещении и перед свадьбой.
Вот только Изабелла – имя очень популярное, точно также звали и ее праправнучку, дочь Филиппа II. Она тоже была весьма набожной и по легенде дала обет не менять белье, пока ее муж Альбрехт VII не возьмет осажденный в 1601 году Остенде. И соблюдать этот обет ей пришлось 3 года. Это настолько впечатлило современников, что в честь нее даже назвали новый цвет изабеллин (грязновато-белый с желтовато-розовым оттенком). Вот только сама Изабелла оставила меньший след в истории, и спустя века ее подвиг начали приписывать знаменитой прапрабабушке. Якобы она дала такой обет до взятия Гранады. Вот только Гранаду осаждали меньше года, поэтому рекорд праправнучки ей все равно было бы не побить, даже если б это и было правдой.
Ну а дальше сработал знаменитый и любимый многими метод ОБОБЩЕНИЕ – и Изабелла стала примером немытости всей Европы.
Вообще благодаря влиянию исламской культуры общий уровень гигиены в Испании был высокий. Королевским указом был установлен даже максимум цены на знаменитое кастильское мыло – 5 мараведи за фунт. Это было сделано для того, чтобы спекулянты не могли завышать цены на столь важный товар. Для сравнения полкило мяса стоило 6 мараведи, а полкило рыбы доходило до 9 мараведи. Поэтому для состоятельных людей мыло стоило копейки, ну и простолюдины пользовались речками, тазиками и дешевым хозяйственным мылом из животных жиров.
Интересно, что в 16 веке в Испании появился сборник по домоводству, в котором приводились еще и рецепты специального мыла для лица. То есть уже тогда настоящие леди не могли мыть лицо обычным мылом для рук.
Конечно, в средневековой Европе далеко не все было идеально. Например чего только стоит тема канализации и туалетов. Об этой щепетильной теме, а также о том, сколько на самом деле жили средневековые люди, что они ели, что любили и читали - мы обязательно поговорим в следующей статье. Поэтому благодарю за внимание и буду рад вашей подписке.