Русский авангард — период творческого взрыва. За пару десятилетий появились десятки художников, которые создавали революционные течения в искусстве.
Мы собрали 8 картин, которые помогут понять это направление и научиться отличать супрематизм от конструктивизма.
Впервые термин «авангард» применил Александр Бенуа в статье 1910 года об открытии выставки Союза русских художников. Бенуа разделил участников на три «блока». Арьергард — отстающие, идущие по следам передвижников. В центр он включил себя и своих единомышленников, а в авангард — радикальных новаторов.
Каждый из авангардистов стремился изобрести новый язык — в результате за десяток лет родилось огромное количество художественных течений, которые изменили историю искусства 20 века. Попробуем в них разобраться.
〰️ Василий Кандинский сравнивал живопись с музыкой и стремился передавать эмоции через цвета и формы. Он считал, что есть три главных цвета — желтый, синий, красный, и три основных формы — квадрат, круг, треугольник. Каждые цвет и форма воздействуют определенным образом. Их сочетание и несет в себе эмоциональное и духовное содержание картины.
🔳 Казимир Малевич изобрел супрематизм. Его главная концепция — предельное упрощение для точной передачи идеи: красный треугольник — это просто красный треугольник. С помощью художественного алфавита из фигур создаются тексты на новом языке — воздействующим сразу на ощущения от цвета и формы, а не на понимание.
🖼 Михаил Ларионов — создатель неопримитивизма и лучизма. Неопримитивизм основывался на народной культуре, лубках, демонстративном отказе от академичности. Направление выражало стремление найти что-то настоящее, честное, несущее в себе искру правды и живой энергии.
✨ Главная идея лучизма — показать свет, отраженный от предметов. Ларионов определял зрительское восприятие как «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения».
📸 В середине 1920-х фотография рассматривалась не как отражение реальности, а как инструмент для создания нового. С 1924 года Александр Родченко фотографирует и создает узнаваемый стиль фотомонтажа: с необычным углом зрения, фрагментарностью и контрастами.
🔩 Владимир Татлин стоял у истоков конструктивизма. Считал, что художественное произведение не должно ничего изображать, оно само является объектом. Создавал контррельефы — объемные конструкции из дерева и металла.
🔻Эль Лисицкий придумал «проуны» (проекты утверждения нового) — художественную систему, которая соединяла идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объемной формы.
🎨 Павел Филонов — создатель «аналитического искусства». Показывал не только предмет со всех сторон, как в кубизме, но и его энергию, ауру. Картины наполнены символами и зашифрованными деталями, напоминают разбросанную мозаику из зеркальных осколков.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить разборы других направлений современного и классического искусства.