Найти в Дзене

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.37): ПРОСТУПОК ЕЗЕКИИ

Оглавление

(Исаия 39)

Весть о болезни и исцелении царя Езекии дошла до Вавилона, и к нему прибыли посланники. На этот раз царь повёл себя неумно.

ГОРДЫНЯ ЕЗЕКИИ: ДЕМОНСТРАЦИЯ БОГАТСТВА ИУДЕИ ВАВИЛОНСКИМ ПОСЛАННИКАМ (39:1–4)

«В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел. И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих: серебро, и золото, и ароматы, и драгоценные мази, весь оружейный свой дом и всё, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своём и во всём владении своём. И пришёл пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: "Что говорили эти люди? И откуда они приходили к тебе?" Езекия сказал: "Из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона". И сказал Исаия: "Что видели они в доме твоём?" Езекия сказал: "Видели всё, что есть в доме моём; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им"» (39:1-4).

«Меродах Валадан, сын Валадана, царь вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары» (ст. 1). Меродах Валадан восстал против Ассирии и утвердился на престоле царём Вавилона вскоре после падения северного царства Израиля в 722 г. до н.э. Он упомянут в Списке вавилонских царей А и в Синхронистической Летописи под именем Мардукаплиайдини. Джек Льюис отмечает, что его имя впервые появляется в царских надписях Феглаффелассара III и в Нимрудских письмах. Саргон II утратил власть над Вавилонией почти на двенадцать лет. Вавилонский царь снова восстал в правление Сеннахирима, приблизительно в 703 г. до н.э. Вскоре после того времени он и направил посланников к Езекии. Посольство было прислано для того, чтобы поздравить царя с исцелением от тяжёлой болезни. Однако истинная причина, несомненно, заключалась в том, чтобы побудить Езекию восстать против Ассирии. Вторая книга Паралипоменон говорит нам, что «при послах царей вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть всё, что у него на сердце» (32:31). Понятно, что Езекия был рад получить письма и дары от царя вавилонского (ст. 2). Для такого небольшого царства, как Иудея, было очень необычно быть замеченным могущественным Вавилоном. Тщеславие царя заставило его совершить серьёзный проступок, выставив напоказ богатства своего царства. Гомер Хэйли мудро замечает: «Как его праотец Давид поддался похоти плоти, а Соломон поддался тщеславию и роскоши, так Езекия, один из самых почитаемых царей Иудеи, поддался лести и гордыни».

Вслед за этим происшествием Господь послал Исаию расспросить Езекию о вавилонских послах. Он спросил: «Что говорили эти люди? И откуда они приходили к тебе?»; «Что видели они в доме твоём?» Исаия знал ответы на эти вопросы до того, как задал их (ст. 3, 4).

ПАРАЛЛЕЛЬ, ПРИВЕДЁННАЯ БОГОМ: ПРЕДСКАЗАНИЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ (39:5–8)

«И сказал Исаия Езекии: "Выслушай слово Господа Саваофа: Вот, придут дни, и всё, что есть в доме твоём и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, — говорит Господь. — И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, и они будут евнухами во дворце царя вавилонского”. И сказал Езекия Исаии: "Благо слово Господа, которое ты изрёк. Потому что, — присовокупил он, — мир и благосостояние пребудут во дни мои"» (39:5-8).

Исаия торжественно возвестил Езекии «слово Господа Саваофа» (ст. 5). Все богатства, которые Езекия показал своим гостям из Вавилона, будут забраны в Вавилон вместе с его потомками (ст. 6). Исполнение пророчества Исаии о вавилонском пленении произошло в 586 г. до н.э. почти сто двадцать лет спустя. Многие библеисты, отрицающие богодухновенность Библии, считают, что эти стихи были написаны после указанного события. Однако верующим в живого Бога несложно согласиться с тем, что эти строки действительно принадлежат Исаии. Если бы Исаия полагался лишь на свою мудрость, он, наверное, предсказал бы, что Иерусалим будет разрушен Ассирией.

Исполнение пророчества в этих стихах подтверждается 2 Пар. 36:18, 19: «И все сосуды дома Божиего, большие и малые, и сокровища дома Господнего, и сокровища царя и князей его, всё принёс он в Вавилон. И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнём, и все драгоценности его истребили».

Как было сказано ранее, эти пророчества образуют как бы мост между предыдущими главами книги пророка Исаии и последующими. В следующей части (гл. 40—66) пророк переходит от изложения наказания к утешению.

Некоторые воспринимают ответ Езекии в ст. 8 как проявление смирения. Однако представляется, что его ответ своекорыстен. Его слова демонстрируют позицию, которая говорит: «Пока со мной всё хорошо, зачем беспокоиться о том, что произойдёт в отдалённом будущем?»

УПОВАНИЕ ИЛИ КОМПРОМИСС

Меродах Валадан, царь вавилонский, узнал о болезни и выздоровлении Езекии. Он прислал ему «письмо и дары» (ст. 1). Нам неизвестно содержание письма; возможно, в нём предлагалось объединить силы в попытке одолеть Ассирию. Очевидно, оно содержало какой-то скрытый мотив.

Езекия, польщённый таким вниманием, поддался искушению произвести впечатление на вавилонян. Библия говорит: «И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих: серебро, и золото, и ароматы, и драгоценные мази, весь оружейный свой дом и всё, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своём и во всём владении своём» (39:2).

Возгордившись, Езекия перестал здраво рассуждать и показал Вавилону всю силу Иудеи. Узнав о том, что сделал царь, Исаия рассердился. Он возвестил Святым Духом: «“Вот, придут дни, и всё, что есть в доме твоём и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется”, — говорит Господь» (ст. 6). Демонстрируя гостям все свои богатства, Езекия скреплял свои обязательства перед ними. Он уступил желаниям и замыслам вавилонян, вместо того чтобы уповать на Яхве. Это был явный знак того, что народ Иудеи не мог спастись.

Бог не хотел, чтобы его народ обращался за спасением к языческому народу. Иудея должна была уповать на Божью силу, мудрость и особенно на Его любовь и верность. Когда послы из Вавилона прибыли со своими дарами, Езекия исполнился радости и гордости оттого, что они избрали его своим союзником. Их лесть возбудила его самолюбие. Поэтому, чтобы произвести впечатление на послов своей силой и убедить их, что они сделали правильный выбор, он показал им все свои богатства. Исаия, Божий пророк, укорил Езекию, сказав ему, что Бог ожидал, что он будет уповать на поддержку свыше, а не на помощь такой силы как вавилоняне.

К чести Езекии, он всё же принял слово Господа, переданное ему Исаией. Он ответил: «Благо слово Господа, которое ты изрёк» (ст. 8). Езекия был хорошим царём, но в этом случае он плохо рассудил. Когда он понял, что сделал, то быстро покорился вести от Бога.

Сходное событие, описанное во 2 Паралипоменон, произошло с Асой, ещё одним царём Иудеи. Он заплатил Венададу, царю Сирии, чтобы тот помог ему в войне с Ваасой, царём Израиля. Венадад согласился на эту сделку, и они нанесли поражение Ваасе. Аса достиг своей цели; однако пророк Ананий сказал ему: «Так как ты понадеялся на царя сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя сирийского от руки твоей» (2 Пар. 16:7).

Царю Асе было сказано, что он мог бы одержать более великие победы, если бы только уповал на Господа. Затем Ананий произнёс знаменитые слова, которые следует запомнить всем верующим: «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9). Далее он сказал царю: «Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны» (2 Пар. 16:9). Бог не столько хочет, чтобы мы показывали свою силу, как Он хочет явить Свою силу ради нас. Его очи обозревают землю, ища преданные сердца, для того чтобы Он мог продемонстрировать Свою силу в их жизни.

Видим ли мы себя в Езекии с его ошибками, которые он допускал в своих решениях и образе жизни? Можно ли поставить нам в вину то, что мы полагаемся на человеческую мудрость и силу, вместо того чтобы уповать на Господа? Не думаем ли мы: «Смотри, что у меня есть! Сатана не может навредить мне»? Не говорим ли мы: «Я умён! Я могу перехитрить дьявола»? Не говорим ли: «Смотри, где я живу! Меня окружают благочестивые люди. Искушение не может добраться до меня»? Как мы пытаемся вести свои битвы с нашим величайшим врагом? Идём ли мы против него с мышцей плотской, мудростью человеческой, или мы сражаемся с ним в силе Господа?

Возможно, нам легче надеяться на человеческий интеллект, силу и прогресс, чем на Бога, но это серьёзная ошибка! Этот текст имеет важный смысл для нашей жизни. Бог ожидает, что Его народ будет уповать на Него и только на Него. Мы должны ходить пред Ним так, словно у нас ничего нет. Нас окружает враг, и у нас нет иного выхода, кроме как прибегнуть к помощи Его мудрости, силы и любви. Мы можем преуспеть, лишь уповая на нашего Бога. Те, кто идёт на компромисс и стремится победить при помощи Бога и сил человеческих, потерпят неудачу. Давайте всецело уповать на Бога!

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн