Найти в Дзене
Декамерон по-нашему

Игра с пространством на полоскости. Ангелы и дьяволы Эшера.

Оглавление

Картинки этого нидерландского художника прошлого века видели многие. Они привлекают своей затейливой игрой с пространством.

"Хотя я абсолютно не сведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам", - писал М.К. Эшер.

Во второй половине прошлого века появилось направление в графическом искусстве - оптическое искусство (оп-арт). Изображения иллюзий. Сон наяву. Пространство и объекты в нём абстрактны, они вибрируют, перетекают друг в друга, вспыхивают, выступают из плоскости, деформируются, играя с воображением зрителя.

Эшер создавал картины в самостоятельном стиле, основанном на оп-арте, - его новом направлении имп-арт. Изображение НЕВОЗМОЖНОГО.

Началось это направление с лёгкой руки Маурица Корнелиса Эшера в середине 30-х годов 20 столетия. К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей».

Мауриц Карнелис Эшер. Натюрморт с улицей. 1937 год.
Мауриц Карнелис Эшер. Натюрморт с улицей. 1937 год.

Хотя Эшер не принадлежал строго к потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.

Мауриц Эшер родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. Родители Эшера, Джордж Арнолд Эшер и Сара Адриана Глейхман-Эшер со своими пятью сыновьями жили во дворце «Princessehof», в XVIII веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской, матери и регентше статхаудера ( наместника государя) Вильгельма IV. Ребёнка старались воспитывать разносторонней личностью: он учился музыке и столярному делу, писал стихи и эссе, проявлял способности к рисованию. Но здоровья был слабого. К тому же семья часто переезжала, из-за чего младший Эшер не смог сдать выпускные экзамены и получить аттестат зрелости. Его не взяли в армию, и он некоторое время учился архитектуре в Техническом училище Делфта. И опять из-за болезни его отчислили. Но всё же он поступил в 1919 году в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме, которую закончил в 1922 году. Перед окончанием Школы архитектуры он с семьёй впервые выехал заграницу, в Италию, которую полюбил всем сердцем. В произведениях, созданных там уже тогда начали проявляться черты творчества, которые разовьются в последующие периоды. В 1922 году он с друзьями уезжает в Италию и остаётся там на долгих 13 лет.

За это время он успел жениться на Йетте Умикер, дочери швейцарского промышленника (12 мая 1924 года) и родить (жена, конечно, постаралась) двух сыновей: в 1926 году - Джорджа, а в 1928 году - Артура. Летом 1935 года из-за нарастающей угрозы фашизма в Италии семья Эшеров переезжает в Швейцарию, в Шато-д’Э. Но жить там дорого, Маурицу не нравятся местные пейзажи.

1937 год в творчестве Эшера стал поворотным: жанр пейзажа он сменил на произведения с геометрическими конструкциями. Эшеры вновь переезжают, теперь в Уккел, пригород Брюсселя.

В самом начале 1941 года семья возвращается в Нидерланды, в Барн. Там они и пережили немецкую оккупацию в Нидерландах. Постепенно художника узнают в Европе, а затем в Америке. В 1950 году в Вашингтоне проходит первая его персональная выставка в США. И в середине 1950-х годов он продал 150 отпечатков своих гравюр на сумму 2125 долларов[7]. Тогда, как за весь итальянский период он не мог на средства от продажи своих картин содержать семью и они жили за счёт помощи отца Эшера.

Когда в 1938 году Эшер создавал основу картины "День и ночь", он делал это, скорее интуитивно, ещё не подкладывая под неё математическую основу. Но в последствие понял, что без математического расчёта, без геометрии, такие картины создать невозможно.

Он учится в университете, будучи уже в преклонных годах, заканчивает его в 1958 году. Семья переезжает в Канаду. Там художник вплотную изучает принцип гиперболического замощения плоскости, статьи канадского геометра Дональда Коксетера. После этого появляются по меньшей мере 6 его литографий с эффектом Коксетера, с уменьшением объектов при приближении к центру или при удалении от него[7], так называемые "паркеты Эшера".

В жизни этого человека было всё: и АНГЕЛЫ, и ДЬЯВОЛЫ.

Он любил и был любим. Был робким и смелым. Был обласкан королевами (в 1955 году королева Вильгельмина производит Эшера в рыцари (пятая степень, рыцарь ордена Оранье-Нассау), В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау), о нём много пишут газеты, издаются книги, снимают фильм (На Всемирной выставке в Осаке демонстрируется фильм о его творчестве). Но в 1968 году его Йетта бросает его и уезжает в Швейцарию. В июле 1969 года Эшер создаёт свою последнюю гравюру на дереве — «Змеи». За свою жизнь он создал 448 литографий и гравюр и около 2 000 рисунков и набросков.

После очередной операции в 1970 году Эшер переезжает в дом для престарелых художников «Роса Спир хёйс» в городе Ларен, около Хилверсюма.

Эшер скончался 27 марта 1972 года в госпитале «Диаконессехёйс» в Хилверсюме от рака кишечника.

В Гааге, где с конца 1920-х годов до своей смерти жили родители художника есть музей Эшера.

Музей Эшера в Гааге
Музей Эшера в Гааге

«Если бы у меня была вторая жизнь, я бы всю её посвятил работе над гравюрой» (Лекция Эшера, Rosa Spierhuis, 1970 год).