Одри Хёпберн — самая яркая звезда западной экранизации «Войны и мира». Все действие построено вокруг нее, да и сам фильм рассказывает лишь об истории любви Наташи и Пьера.
Пьера играет заходящая звезда тех времен — 50-летний Генри Фонда. Роль же князя Андрея досталась тогдашнему мужу Одри Хёпберн — Мелу Ферреру. Оба актера прекрасно, по шаблону, отыграли свои романтические роли. Духовные метания им, правда, не особо удались, но в героических и любовных сценах они смотрятся великолепно.
Создатели фильма пошли простым путем — выхватили один из самых ярких, но при этом и простеньких, любовных сюжетов толстовской эпопеи и сняли по нему фильм.
Бондарчук же замахнулся на неведомое: он попытался перенести на экран всю многосюжетную переплетенность романа-эпопеи Толстого. История Наташи и у него остается основной осью, вокруг которой построены все остальные события, но Наташа Бондарчука, как и у Толстого, лишь объединяет их, но не затмевает.
Должно быть, именно поэтому на роль нашей Наташи и выбрали никому неизвестную и совсем юную актрису — Людмилу Савельеву, которой на начало съемок было всего 23 года. За ней не тянулся шлейф уже отыгранных ролей, которые всегда отражаются на восприятии зрителем новой работы актера.
Хёпберн же в 1956 году, когда американцы снимали свою «Войну и мир», было 27 лет, и у нее позади уже были «Римские каникулы» и «Сабрина».
Критики часто называют Хёпберн актрисой одного образа, которой по типажу написано играть в романтических мелодрамах, что, собственно, она в «Войне и мире» и сделала. Её Наташа — прелестное создание, но при этом весьма поверхностное, хоть и зачитывающее по бумажке закадровым голосом цитаты из Толстого.
Хёпберн мила, прелестна, порывиста и прекрасно смотрится в кадре. Типичный персонаж романтической мелодрамы, не более того.
Савельева же играет взросление. Её Наташа меняется, причем очень сильно. Актрисе удалась показать, как изменила ее героиню война, и что война не была лишь романтическим приключением для развития сюжета, чтобы зритель не заскучал. Война изменила Наташу Людмилы Савельевой, Наташа же Одри Хёпберн осталась прежней.
Оба фильма заканчиваются послевоенной встречей Наташи и Пьера. Американцы сняли классический эпизод, где влюбленные бросаются друг другу в объятия. Пьер же Бондарчука сперва даже не узнал Наташу.
В финале нашего фильма звучит знаменитое толстовское:
А я говорю: возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель. Я хочу сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто.
Наташу-самку с обкаканными пеленками не показал никто. А жаль. Хотя тогда это была бы совсем другая история.
Еще по теме:
Сравнивая сравнимое: Элен Ирины Скобцевой vs Элен Аниты Экберг
Сравнивая сравнимое: Анна Каренина Вивьен Ли vs Анна Каренина Татьяны Самойловой