Примеры из практики
Летом 2018, буквально за две недели до отпуска, я вписалась в управление отраслевым журналом. Солнце, море, а я штудирую методички и пособия для студентов факультета журналистики. Я пиарщик, а не журналист. Буквы и цифры журналисты и пиарщики используют одни, но настроение итогового текста может быть на разных полюсах. Я смотрела учебные материалы, чтобы найти полезные приемы работы с текстом. Вдруг я чего-то не знаю.
Методички были написаны гладко и правильно. Но когда я дошла до примеров интервью, которые брал преподаватель, то испытала грусть и печаль. Настолько автор был политически ангажирован и выпячивал свою позицию по конкретным событиям.
Тогда я сделала два вывода:
1. Читать методички бесполезно. Надо учиться у практиков, которые имеют вес у аудитории и близки по духу мне.
2. Автор (интервьюер) обезличен. Это не мой открытый микрофон. Моя задача задавать такие вопросы, чтобы спикер смог раскрыться, чтобы его ответы были интересны читателям.
Насмотренность и начитанность. Вот что мне было нужно. Даже топовые интервьюеры делают ошибки, которые по закону жанра не вырезают и дают в эфир. Я запоминала эти промахи и делала выводы:
3. К интервью нужно готовиться. Банально? Я тоже так думала, пока пиарщик известного в отрасли эксперта не сказала, что журналисты приходят неподготовленными.
4. Подготовка включает мониторинг того, что спикер говорил до встречи.
5. Если спикер есть в соцсетях, то обязательно нужно просмотреть его аккаунты.
6. Посмотреть релизы компании и топовые новости про нее.
7. Актуальная повестка дня. Вопросы про управление персоналом осенью 2018 и 2020 абсолютно разные по наполнению.
После журнала я занималась корпоративным блогом о недвижимости. Один из форматов текстов – интервью с бизнес-партнером компании и ее топами. Летом 2019 года возможный провал на рынке недвижимости связывали с введением проектного финансирования и эскроу-счетов. Сказали бы нам тогда, из-за чего все застопорится на самом деле!
Что делать, если о кризисе написали все, что только можно? Разбавить текст другими кризисами!
Тему эскроу-счетов обсуждали на протяжении долго времени – год точно. Она уже успела поднадоесть, но при этом не говорить о ней было невозможно. Ключевое событие рынка. Что делать, если о кризисе написали все, что только можно? Разбавить текст другими кризисами! Эксперт был из финансовой сферы, поэтому он мог доходчиво объяснить причины, провести параллели и сделать обоснованные выводы. Это было познавательно и тем, кто прошел все кризисы, начиная с 2008, и тем более тем, кто о них только что-то слышал. Текст набрал несколько тысяч просмотров, что для корпоративного блога хорошо.
Со спикерами, которые имеют четкие компетенции и опыт общения с журналистами, работать легко. Достаточно задать правильные вопросы, держать разговор в русле. Сложнее работать с теми, у кого нет опыта публичных выступлений. Я ставила перед собой задачу раскрыть их, показать экспертный опыт и выпытать прикладные кейсы.
Мой неподдельный интерес раскрывал спикеров.
Еще один пример про эскроу. Я отправила список вопросов спикеру, который работает в южном регионе, а в ответ получила, что ему нечего сказать. Эскроу были как тот суслик из фильма "ДМБ": он есть, но его никто не видит. Эскроу-счета ввели, но сделки по ним провели единицы. Тогда я предложила эксперту просто поговорить. Я спрашивала о городе, из которого он, биографии, правилах работы риелторов, как ведут себя застройщики - обо всем, о чем он действительно мог мне рассказать. Это была лёгкая беседа, структуру которой я держала в голове. Никаких вымученных вопросов. Мой неподдельный интерес раскрывал спикеров. Из "я не знаю, что вам рассказать" получался разговор на полтора часа. Почему именно такое время? Потому что, расшифровав аудиозапись на полтора часа, можно получить текст примерно на 8-10 тыс знаков. Это интервью, которое, скорее всего, дочитают до конца. Более объемный текст потребует больше времени, а в современном потоке информации редкий читатель готов долго сидеть над текстом.
Читали ли такие тексты? Да! В них всегда было то, что можно применить на практике. Интерес и любовь к поговорить делали свое дело.