Найти в Дзене
Visit Tyumen

Утка тонула, а гусь нет: поездка в аномальную зону за тюменским стеклом

Оглавление

За окном проглядывало совсем непогожее октябрьское утро, но, пожалуй, не было человека счастливее меня. И вовсе не из-за того, что все еще спали – впереди маячило новое приключение. Предстояла поездка в «рассекреченную» тюменскую аномальную зону искать осколки производства забытого всеми стекольного заводика, работавшего в 100 километрах от Тюмени полтора века назад.

На осколках хрупкого бизнеса тюменских купцов

Есть в Нижнетавдинском районе деревня Новопокровка (в неизвестном прошлом Стеклянка), где протекает Стеклянка – небольшая река, в ширину от силы метра два, дно которой усеяно затейливыми стекляшками и осколками керамики. По данным В. Ермолаева, автора-составителя издания «Мой район – моя гордость! Нижнетавдинский краеведческий словарь, 2019», здесь 1860-х годах купец Титов получил землю под «стеклянный завод». Просуществовало производство, по тем же сведениям, до начала 1880-х, пока его не закрыл последний собственник Колмогоров. На этом, собственно, все. Тот ли это тюменский Колмогоров, кожи которого заказывали даже британские библиотеки для переплета книг, непонятно. Неизвестно, и какой именно Титов промышлял столь «хрупким» бизнесом.

Скажу больше, на просторах интернета нет сведений даже о том, когда появилась эта самая деревня Стеклянка, и в каком году ее переименовали в Новопокровку. Но между тем, есть заметки о том, что в начале XX века здесь проживали переселенцы из Белоруссии.

Загадочные провалы

К слову, малоизвестная в Тюмени Стеклянка была лет 20 назад довольно-таки популярна в узких кругах российских любителей всего неопознанного и даже попала в список аномальных зон и загадочных мест, составленный лидером объединения «Космопоиск» Вадимом Чернобровом.

Поводом для этого в 2000 году послужила информация от жителей Новопокровки о неожиданном провале, образовавшемся в одну ночь. Яма овальная, ее край ровный, без следов применения человеческих орудий труда. Не было рядом и вывала земли, характерного для раскопа. А еще «очевидцы» сообщили, что местное деревенское озеро не имеет дна, и что в нем даже «утки тонут»!

-3

Утка тонула, а гусь нет: или Какой глубины бездонное озеро?

Как рассказал наш экскурсовод, основатель клуба «Эко-тур 72» Павел Ситников, через какое-то время он-таки проверил глубину озера. Она составила более восьми метров. Действительно, глубоковато для маленького водоема. Как раз в это время мимо нас по нему деловито проплыли гуси. Все уверенно держались на воде и даже не думали тонуть. За такую отвагу, но больше по доброте душевной водитель нашей маленькой экспедиции Ирина Фокина угостила их краюшкой свежего пирога.

Аномалия озера объясняется просто. «Стекольный заводик, что здесь работал, добывал песок для выпуска продукции – вот и накопал такую глубокую яму», – пояснил Павел Сергеевич. А на счет провалов он предположил, что это могло быть обрушение почвы, подмытой подземными водами. Такое иногда бывает…

На дне Стеклянки

Как только все секреты были раскрыты, пришло время как следует пошарить по дну реки. Для этого все надели резиновые сапоги, взяли сита, лопатки, кое-кто облачился в дождевики. Вода монотонно спускалась с небес, подмачивая нас и пополняя Стеклянку. Но на это перестаешь обращать внимание после первой же находки. Среди поднятых «драгоценностей» темно-коричневые, синие, изумрудные, прозрачные, а также прозрачные с зеленым и фиолетовым отливом – в зависимости от угла, под которым смотришь, – стекляшки. Попадались даже тоненькие трубочки, неизвестно как только уцелевшие здесь. Находились и кусочки керамики – бежевые и эмалево-голубые, разноцветные капельки и бусинки. Были и очень затейливые «финтифлюшки», как назвал их Павел Сергеевич. А еще камни с вкраплением талька, нехарактерные для ландшафта Тюменской области. Как и найденные в этот день ископаемые кораллы (возраст – несколько сотен миллионов лет!), эти камушки наверняка завезены сюда с Урала для гравийной отсыпки автодороги. Я нашла костный эпифиз, возможно, ископаемого животного (он пока ждет вердикта палеонтологов) и маленькую кость грызуна.

Со всем богатством мы вернулись в Тюмень, немного подмерзшие, но очень довольные. Теперь для хмурых осенних и зимних вечеров у меня есть залипательное занятие – рассматривать стекляшки, и как в детстве, глядя на облака, находить в них фантазийные образы.

Если вы что-нибудь знаете об этом заводике или о том, какие тюменские купцы строили свои маленькие «стеклянные империи», напишите об этом в комментариях. Буду рада хоть какой-нибудь информации.