Найти в Дзене
Татьяна Лиса

Народный костюм. Заблуждения и реальность. Носили ли девушки одну рубаху?

Рубрика: "О РУССКОМ НАРЯДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО"

В статью добавлено еще больше фото исторических образцов! Смотрите картинки, юбки-подолицы Олонецкой, Архангельской губерний - в конце статьи.

Ах как много путаницы и заблуждений вокруг традиционного русского костюма! Как много стилизаций и откровенной "клюквы"... все мое существо этнографа порой содрогается, когда вижу очередной "шедевр".

Для тех, кто все таки хочет понять, что к чему, я и начала цикл публикаций " О русском наряде замолвите слово" , есть статьи где глубже и подробней о каком то элементе костюма, есть более общие публикации, охватывающие весь образ старинного костюма.

Тема для массового читателя, почти полностью оторванного от традиций своего народа прямо скажем - мало актуальная, не понятная. Но моя задача, помочь тем, кто все таки тянется, интересуется своими корнями, и древними традициями народов.

Описание ниже.
Описание ниже.

Девичья праздничная одежда. Справа точно Калужская губ. Слева - затрудняюсь сказать, врать не стану...Помимо рубахи, спереди видим завеску, она же фартук, нагрудная одежда закрывающая большую часть фигуры спереди. Под завеской у калужского комплекса еще один фартук, теперь уже на поясе завязанный, сзади должна быть видна понева, неужели так завесив себя спереди, человек сзади оставит одно только полотно нательной рубахи? Глупо, верно? Справа на костюме под завеской видим клетчатую черную поневу, украшенную по подолу красными вставками.

Как я у же рассказывала в других своих статьях по народному костюму, традиционный русский костюм отличается МНОГОСЛОЙНОСТЬЮ. Это и особенность культурных традиций, и практическая сторона вопроса, в т.ч. климат. И те, кто уже читал мои публикации, помнят, что наряд - это целый комплекс одежды, состоящий из базовых предметов, дополненный разными аксессуарами. Как женщины, так и девушки носили целый комплекс состоящий из 5-ти и более предметов одежды.

Пошаговый разбор костюма на одном из примеров. Тверская губ. Торжокский уезд.

Посмотрите на картинку 19 века, торжокская девушка в летнем платье.

Торжокская девушка в летнем платье без венца. 1839г.
Торжокская девушка в летнем платье без венца. 1839г.

Давайте разбирать начиная сверху, что бы вам было понятней:

1. На девушке особым образом повязан платок (убрус), по ним, если внимательно посмотреть, можно увидеть второй предмет- это повязка, ее носили девицы до замужества.

2. На плечи одета епанечка, она же разлетайка, она же душегрея летняя (без рукава, как жилет). Красного бархата или парчи.

3. Рукава - часть рубахи, возможно это богатого материала рукава от нижней нательной рубахи, а возможно и отдельный элемент, его так и называли "рукава", выполнялась эта часть одежды из дорогой ткани, акцент делался как раз на рукав, выглядело это как короткая распашонка с богато украшенным рукавом и воротом. Нательная нижняя рубаха в таких случаях никуда не девалась, она была ПОД рубахой-рукавами.

Рубаха-рукава, одевалась поверх нижней рубахи.  Музейный образец, Тверская губ. традиционное золотное шитье по красному шелку.
Рубаха-рукава, одевалась поверх нижней рубахи. Музейный образец, Тверская губ. традиционное золотное шитье по красному шелку.

4. Далее видим красивую нижнюю часть сарафана, явно из богатой ткани вроде китайки, или парчи, ткани по сарафану явно много - широкой подол собран в складки сзади и при этом свободно колоколом окружает силуэт.

5. Поверх сарафана, спереди передник белой тонкой ткани.

Итак, без обуви, аксессуаров, украшений на девушке минимум 5 предметов одежды, Это только летний набор одежды! И только на примере одной губернии.

Развенчивание мифа и заблуждений. Как оно на самом деле было?

Поехали дальше, что же многие принимают за ношение одной рубахи?

Существуют предметы одежды, которые ошибочно принимаются за нательную рубаху, носимую как самостоятельную верхне-нижнюю одежду. Давайте покажу и расскажу:

Сергиев- Посад. Сарафан косоклинный глухой с рубахой. Оформлен и сарафан и рубаха счетной вышивкой, красным набивным ситцем в цветочек, кумачом. Обратите внимание, ситец в цветочек на рубахе и в отделке сарафана - эдентичны, вышивка тоже перекликается. Как тут не принять два предмета одежды за 1? Не хватает только пояса, обязательного элемента костюма.
Сергиев- Посад. Сарафан косоклинный глухой с рубахой. Оформлен и сарафан и рубаха счетной вышивкой, красным набивным ситцем в цветочек, кумачом. Обратите внимание, ситец в цветочек на рубахе и в отделке сарафана - эдентичны, вышивка тоже перекликается. Как тут не принять два предмета одежды за 1? Не хватает только пояса, обязательного элемента костюма.

1. Сарафан в тон светлой рубахе. Летний вариант из льняного, крапивного, конопляного полотна более тонкого плетения, порой из того же полотна, из котрого шилась и рубаха. Вариант на холодное время, сарафан из шерстяного сукна, или льняной плотной домоткани, аналогично, в тон рубахе. Обычно это белые, молочно-белые, светло-светло серые комплекты. (небеленый лен) Поскольку отделка сарафана ( края ворота, низ подола, лямки) гармонировала с отделкой рубахи, оттенки самой рубахи и сарафана сливались, то и возникает ощущение, что это один предмет одежды, т.е. рубаха.

Музейный экспонат. Смоленская губ. 19в. Рубаха и белый  косоклинный на лямках сарафан, обратите внимание, как гармонично они сочетаются, сливаются.  Здесь не достает только пояса, пояс был обязательным элементом.
Музейный экспонат. Смоленская губ. 19в. Рубаха и белый косоклинный на лямках сарафан, обратите внимание, как гармонично они сочетаются, сливаются. Здесь не достает только пояса, пояс был обязательным элементом.
Тамбовская губ. Темницкий уезд. Глухой сарафан-сукман,  косоклинный, шерстяная домоткань.Кушак изволили повязать на модель, но почему то сзади....
Тамбовская губ. Темницкий уезд. Глухой сарафан-сукман, косоклинный, шерстяная домоткань.Кушак изволили повязать на модель, но почему то сзади....

2. Покосная рубаха, так похожая на платье.

Другой вариант, где рубаху принимают за единственный отдельный элемент, это ПОКОСНАЯ рубаха, существовавшая преимущественно в северных губерниях, выполненная из полотна, плотная того же льна, крапивы, а так же пестряди (лен, крапива, позже х/б, особого плетения в мелкую-мелкую клетку, чаше всего красную. реже синюю). Более поздние варианты покосниц так же дополнялись набивным ситцем в мелкий цветочек, кумачом. Покосницы были как из одного вида ткани, с богатой вышивкой, так и из 2-3 видов ткани. Чаще всего, верх шился из более легкой, тонкой такни одного цвета, а низ, где то от талии или чуть выше,шили из плотного полотна другого цвета. Самые распространенные цвета: молочный, оттенки красного от алого до вишневого в коричневу, оттенки синего от насыщенного активного голубого до темно-синего. Покосницы особенно красочно оформлялись по низу подола, и рукавам. Была ли такая рубаха чем то вроде платья - да!

Покосная рубаха, предположительно Архангельская губ.
Покосная рубаха, предположительно Архангельская губ.
Один из самых узнаваемых музейных образцов покосницы, лен, тамбурная вышивка, низ обшит кумачом. Олонецкая губерния.
Один из самых узнаваемых музейных образцов покосницы, лен, тамбурная вышивка, низ обшит кумачом. Олонецкая губерния.
Покосная рубаха Ярославской губ.
Покосная рубаха Ярославской губ.
Покосные рубахи Ярославская губ. нач. 20в.  Выполнены из набивного ситца, кумача, пестряди. Отделка подолов - бранное ткачество , вышивка.,кумач.
Покосные рубахи Ярославская губ. нач. 20в. Выполнены из набивного ситца, кумача, пестряди. Отделка подолов - бранное ткачество , вышивка.,кумач.

А ТЕПЕРЬ САМОЕ " ОТКРОВЕНИЕ"!!!

Была ли она, рубаха Покосница, единственной одеждой на девушке - нет! Внизу, под покосной рубахой находилось от 1-й, до 5-ти ( а зимой больше)
нижних юбок, в северных, и центральных областях называли их ПОДОЛ, или ПОДОЛИЦА. Бывали они всякие, от тонкой белой однотонной, до богато украшенных вышивкой, кумачом, кружевом.

Подолица, Олонечкая губерния. Половина юбки выполнена в технике счетной вышивки, самый низ обшит кумачом.
Подолица, Олонечкая губерния. Половина юбки выполнена в технике счетной вышивки, самый низ обшит кумачом.

Нижний подол. Оленецкая губ. Счетная вышивка, и рюша из набивного ситца.
Нижний подол. Оленецкая губ. Счетная вышивка, и рюша из набивного ситца.
Подолицы, по сути это уже полноценные юбки, из плотной богато украшенной ткани.
Подолицы, по сути это уже полноценные юбки, из плотной богато украшенной ткани.
Архаичные орнаменты, символика женских подолов, нижних юбок и покосных рубах в большей степени сохранились на севере, Олонецкой, Архангельской, Тобольской губ.
Архаичные орнаменты, символика женских подолов, нижних юбок и покосных рубах в большей степени сохранились на севере, Олонецкой, Архангельской, Тобольской губ.
Нижняя юбка-подолица из пестряди, с вышитым орнаментом и цветной бахромой. 19в. Архангельская губ.
Нижняя юбка-подолица из пестряди, с вышитым орнаментом и цветной бахромой. 19в. Архангельская губ.

Вот такие чудеса в традиционной одежде. Надеюсь, моя статья была интересной, полезной вам.

На сегодня прощаюсь, ждите новых интересных историй про народные костюмы, травки-муравки, и жизнь в гармонии с природой. Так же на очереди интересный материал по традиционному убранству казачьего куреня. С фото из моих личных архивов, в экспедициях по Дону, музеям.

Ставьте "лайки", пишите комментарии, вопросы, подписывайтесь на мой канал.

Благодарю всех, кто дочитал статью до конца!

Желаю вам ярких событий, новых открытий, здоровья, и счастья:)