Найти в Дзене

Рижские гастроли

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает...

Так пессимистично констатировал наступление октября Александр Сергеевич в начале XIX века, но и на исходе столетия оптимизма не прибавилось, разве что добавилось рецептов, как бороться с хандрой и сумерками, неотвратимо наступающими на пятки дням, становящимся всё короче и быстротечнее. И самое проверенное средство - концерты. Кого только в это время не видела рижская публика на сцене крупнейших концертных площадок. При случае расскажу подробнее про самую масштабную концертную площадку дореволюционной Риги - Ремесленное общество, здание которого расположено на углу улиц Вальню и Аудею. Вернее, то, что осталось от первоначального здания после многочисленных перестроек.

А 16 и 19 ноября здесь 1893 года здесь проходил вечер песен Раймунда фон Цур-Мюллен и Ганса Шмидта.

Уж наличие в начале имени певца фон, да ещё цур - это весьма своеобразный показатель. Совсем ещё недавно считалось, что дворянину не место на сцене. Лицедейство - это карьера для представителей из народных низов, а человек, дорожащий своей репутацией, тем более - дворянин, на этой тропинке топтаться не будет. Но времена изменились. Актёры получали уже приличные гонорары, их не просто не сторонились в высшем свете, но напротив, хозяйки самых фешенебельных раутов считали за удачу получить такого гостя в свой дом.

Кстати сказать, незадолго до падения Римской империи такое же отношение к актёрам и гладиаторам наблюдалось и там. В эпоху Пунических войн гладиаторы и актёры считались лишь живыми игрушками для потехи праздной толпы. Но шло время, и, приближаясь к краху, Рим погружался в праздность и самолюбование. Гладиаторы к этому времени приобрели такую славу, что если и сравнивать с чем-то в современной жизни, так с голливудскими актёрами. В итоге несмотря на неоднократные запреты Сената гладиаторами становились юноши из известнейших патрицианских семей. А император Нерон искренне любил считать себя великим актёром, а не скучным администратором.

Впрочем, отбросим мысли о том, всегда ли роль актёров в обществе достигает пика накануне серьёзных катастроф, и вернёмся к Раймунду фон Цур-Мюллену. Он почти рижанин: родился в 1854 году в имении под Феллином, нынче - эстонском Вильянди, а тогда уездном городе Лифляндской губернии. Дебютировал в 1878 году в Риге, после чего совершенствовался у многих признанных авторитетов того времени, среди которых небезызвестная Полин(а) Виардо. Рассказывали, что на одном из своих концертов Йоханнес Брамс, реагируя на пение Раймунда фон Цур-Мюллена, выкрикнул: Наконец-то, наконец, я нашёл своего певца.

К этому времени певец обычно выступал со своим аккомпаниатором Гансом Шмидтом. Вот и рижский концерт проходил вместе с ним. После того, как их дороги разошлись, угодить Цур-Мюллену было совсем не просто. Датский пианист Бос вспоминал, как в молодые годы оказался аккомпаниатором Цур-Мюллена. И вот, после их пятого концерта уже именитый певец высказал такую похвалу пианисту: «Вы, должно быть, хорошо сыграли сегодня, потому что я вас не заметил».

Здание Ремесленного общества в наши дни
Здание Ремесленного общества в наши дни

Ремесленное общество на рубеже XIX - XX веков
Ремесленное общество на рубеже XIX - XX веков

-3

-4