Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

По следам «Преступления и наказания». Часть 2

Оглавление

В Санкт-Петербурге Федор Достоевский прожил 28 лет. В его книгах угрюмый мрачный город стал фоном для печальных судеб и одним из главных героев. В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал многие места Петербурга, в которых побывал Родион Раскольников: Сенную площадь, улицы, переулки и даже отдельные дома. «Культура.РФ» приглашает вас пройтись дорогами Раскольникова, а если немного заблудитесь — сверяйтесь с картой в конце материала.

Первую часть маршрута ищите здесь.

Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы

ДОМ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ДОМ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Далее Родион Раскольников по Садовой улице проходил вдоль Юсуповского сада — до дома, где жила старуха-процентщица.

«Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. <...> С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.». Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

Вознесенский мост

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОСТ ЧЕРЕЗ КАНАЛ ГРИБОЕДОВА. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОСТ ЧЕРЕЗ КАНАЛ ГРИБОЕДОВА. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

«Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении... Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…». Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой

ДОМ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ДОМ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой — «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский). В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату. Главная особенность здания — тупой угол.

«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. <...> Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». «Преступление и наказание», Федор Достоевский

Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора

КАНАЛ ГРИБОЕДОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
КАНАЛ ГРИБОЕДОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Еще один адрес, по которому побывал Раскольников, — набережная канала Грибоедова, 67. Здесь, как полагают исследователи, находилась контора квартального надзирателя, куда Раскольникова вызвали за неуплату долга хозяйке квартиры — почти сразу после убийства. В эту же контору в конце романа Раскольников пришел с повинной.

«Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвертый этаж. На прежней квартире он был когда-то мельком, но очень давно. <...> Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

Во времена Достоевского здесь действительно размещалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части (к этой части относился дом Раскольникова в Столярном переулке).

Автор: Людмила Котлярова