В сентябре исполнилось 30 лет со дня смерти замечательной советской актрисы Анастасии Георгиевской. Яркая на экране, в жизни Анастасия Павловна оставалась одиноким и замкнутым человеком. Жила в квартире одна, большую часть времени проводила в МХАТе, которому отдала 54 год жизни, а в кино снималась на протяжении 36 лет. Больше всего зрителю запомнилась ее роль Серафимы Павловны в фильме «Большая перемена».
«Мадамы, по сведениям тети Глаши, наш новый историк – мужчина. Да! Рекомендую привести себя в порядок! – эти слова ее героини помнила вся страна.
Чувства юмора Георгиевской было не занимать. Благодаря ему Анастасия Павловна выживала в самых трудных ситуациях: с трех лет она была сиротой и многое повидала в жизни.
Без родителей, который будущая актриса не запомнила, она осталась в роковой для страны 1917 год. Ситуация в России была аховая, поэтому девочку еле как определили в школу-коммуну. А затем – в фабричное училище при заводе. Здесь юная Настя получила сразу две специальности – токаря и слесаря, а потом, само собой, ее определили на завод.
В родном городе Орле ее ничего не держало, поэтому давняя мечта стать актрисой потянула Анастасию Георгиевскую в Москве, где ей удалось пристроиться сначала в самодеятельный театр, а потом в Театр юного зрителя. В то время ей не было и 20 лет.
Упорство и желание найти свое место в жизни помогли ей с первого раза поступить в ГИТИС, а затем устроиться в МХАТ, где в 1940 году ей доверили роль Натальи Ивановны в спектакле самого Немировича-Данченко «Три сестры». С ролью 25-летняя актриса справилась, и приобрела уважение старших коллег.
Ей с молодости подходили роли в классических постановках, поэтому ее так и называли «классическая мхатовка». «Мертвые души», «Егор Булычов и другие», «Господа Головлевы», «Дядюшкин сон», «Ревизор». А за роль в постановке «Вторая роль» в 1951 году Георгиевская получила Сталинскую премию – ее талант признали на высшем государственном уровне.
Она всю себя отдавала театру, изредка снимаясь в кино. Личной жизни она себя лишила – ни мужей, ни романов, ни детей, ни даже близких друзей. Все ее окружение сводилось к одному слову: коллеги.
Но на сцене она была бесподобна, и могла легко своей энергией увлечь зрителей в путешествие по классике. В театре рассказывали, что в годы Великой Отечественной войны Анастасия Георгиевская давала концерты у линии фронта. Не даром ей заслуженно достались медали «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1987 году актриса ушла из классического МХАТа вместе с Татьяной Дорониной в ее МХАТ имени Горького. В эти годы Георгиевская много занималась озвучиванием мультфильмов, работала на радио, продолжая жить в небольшой двухкомнатной квартире. Коллеги удивлялись: как народная артистка, пол века отдавшая одному из лучших театров страны, живет в таких условиях.
В 1990 году МХАТ готовился к очередному сезону. Георгиевскую привезли с дачи в Москву, но в театр она не пришла. На звонки в дверь в ее квартире никто не открывал. Милиция не стала реагировать на просьбы коллег актрисы вскрыть дверь в ее квартире.
Тогда коллеги по театру попали в квартиру через окно квартиры – 75-летняя актриса лежала на полу, она скончалась несколько дней до того, как ее нашли. По дому были безобразно разбросаны вещи, включая деньги, бегал щенок, повредивший лицо скончавшейся Анастасии Павловны. Но криминала в смерти Георгиевской не нашли.
Памятник на могиле актрисы появился только спустя 17 лет после ее гибели.
Подписаться на канал «КиноНытик»