Среди людей распространились слова Пророка (сав):
«Для кого я опекун (мауля), для того является опекуном и Али».
Харис б. Ну’ман аль-Фихри также слышал эти слова. Живший в местности Абтах, он сел на верблюда и поехал к Достопочтенному Пророку. Спустившись с верблюда, он привязал его, а затем подошел к Пророку, сидевшему с группой сподвижников, обратившись к нему со словами:
- «О Мухаммад! Принеся весть от Аллаха, ты попросил нас засвидетельствовать, что нет божества кроме Аллаха, а ты – Его Посланник, и мы приняли твое требование».
Он перечислил и другие столпы Ислама.
- «Ты не ограничился этим и теперь поднял руку своего двоюродного брата, поставил его выше всех нас, сказав:
- «Для кого я опекун (мауля), для того является опекуном и Али». Ты говоришь эти слова от себя или же от Аллаха?».
Посланник Аллаха сказал:
- «Клянусь Аллахом, помимо которого больше нет божества, это повеление Аллаха».
Харис повернулся назад, чтобы сесть на верблюда. При этом он шел и говорил:
- «О Аллах, если это истина, пришедшая от Тебя, тогда низвергни на нас с неба камни или нашли на нас мучительную кару».
Он не дошел до своего места, как на него упал камень, который вошел в его голову и вышел снизу. После этого Аллах ниспослал аят:
«Один человек попросил о наказании, которое должно было его постигнуть» (сура «аль-Ма’аридж», аят 1)
(Тафсир аль-Минар, т. 6, с. 464; Тазкират аль-хавас, с. 31; Ибн Саббаг, аль-Фусуль аль-мухимма, с. 42; Абу Исхак, Тафсир ас-Салаби; Ду’ат аль-Худат, Тафсир Хакима Хаскани аль-Куртуби, Фараид ас-симтайн, аль-Хамавайни; Ма’аридж аль-вусуль, Заранди аль-Ханафи, Дурар ас-симтайн ас-Самхуди; Джвахир аль-‘икдайн, тафсир аль-Аммари, тафсир аш-Шарбини аль-Кахири аш-Шафи’и, Файд аль-Кадир, Манави аш-Шафи’и, ас-Сират аль-Халабиййа, аль-Халаби, Шарх аль-Джами’ ас-Сагир, Хафани аш-Шафи’и, Шарх аль-мавахиб аль-ладуниййа).
Напомним что за требование отверг Харис б. Ну’ман:
К Посланнику Аллаху явился ангел Джабраил и сказал: “О Мухаммад! Аллах приветствует тебя и передает следующее: “Я забираю душу своего пророка и своего посланника только после того, как завершаю и придаю совершенство своей религии и завершаю доказательство и знамение (худжат). В этой религии есть две обязанности, которые ты еще должен донести до людей: обязанность совершать хадж и обязанность в отношении покровительства (валайат) и наместничества (хилафат). Я никогда не оставлял мир без доказательства и знамения (худжат) и не оставлю на этот раз”.
После совершения прощального хаджа Посланник Аллаха (сав) отправился обратно в Медину. Не доходя до Джухфа, когда он дошел до места под названием Гадир Хум, снизошел Джабраил: “О Посланник Аллаха, Всевышний повелевает тебе следующее: “О Посланник! Передай, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послание [и тем не выполнишь ты миссии своей]. Аллах защитит тебя от людей”. (Сура Маида, аят 67)
Посланник Аллаха (сав) повелел всем мусульманам собраться в Гадир Хум. Здесь Он прочитал проповедь, основное послание которой:
"О люди! Я - Пророк, а Али - мой наместник. О люди! Знайте, что я - Пророк, а Али - имам и покровитель ваш после меня, и следующие имамы будут из его потомков, и знайте, что я их отец, но они появятся от него.
Знайте, что последний из имамов - Махди (Каим), будет из нашего семейства. Он тот, кто одержит вверх над всеми религиями. Он тот, кто отомстит угнетателям за их угнетения, и одержит победу над всеми крепостями мира. Он тот, кто, несомненно, победит последователей многобожия, и наставит их на истинный путь."
Данное событие у Гадир Хум было передано более чем 300 учеными со слов более 100 сподвижников. Вот некоторые из них:
- Имам Фахр ад-Дин ар-Рази, тафсир «Мафатих аль-Гайб».
- Имам Ахмад ас-Салаби, тафсир «Кашф аль-байан».
- Джалал ад-Дин ас-Суйути, «Дурр аль-Мансур».
- Абу-ль Хасан Али б. Ахмад Вахиди ан-Нишабури, «Асбаб ан-нузуль».
- Мухаммад б. Джарир ат-Табари, «Тафсир-и кабир».
- Хафиз Ну’айм аль-Исфахани, «Ма назаля мин аль-Куран фи Али», «Хилйат аль-авлийа».
- Мухаммад б. Исмаил аль-Бухари, «ат-Тарих», т. 1, с. 375.
- Муслим б. Хаджадж ан-Нишабури, Сахих, т. 2, с. 325.
- Абу Давуд ас-Сиджистани, Сунан.
- Мухаммад б. Иса ат-Тирмизи, Сунан.
- Хафиз б. ‘Укда, «Китаб аль-вилайат».
- Ибн Касир Шафи’и ад-Димашки, «ат-Тарих».
- Имам Ахмад б. Ханбаль, Муснад, т. 4, с. 281.
- Абу Хамид б. Мухаммад аль-Газали, «Сирр аль-‘аламин».
- Ибн Абд аль-Бирр, «Исти’аб».
- Аш-Шафи’и, «Маталиб ас-сауль», с. 16.
- Ибн Магазили аш-Шафи’и, «аль-Манакиб».
- Нур ад-Дин б. Саббаг аль-Малики, «аль-Фусуль аль-мухимма», с. 24.
- Хусайн б. Мас’уд аль-Багави, «Масабих ас-Сунна».
- Абу-ль Муаййид Муваффак б. Ахмад Хатиб аль-Харазми, «аль-Манакиб».
- Маджд ад-Дин б. Асир Мухаммад аш-Шайбани, «Джами’ аль-усуль».
- Хафиз Абу Абд ар-Рахман Ахмад б. Али ан-Насаи, «Хасаис аль-‘алави», «Сунан».
- Сулайман аль-Балхи аль-Ханафи, «Йанаби’ аль-мавадда».
- Ахмад б. Хаджар аль-Макки, «ас-Саваик аль-мухрика», «Аль-манх аль-малакиййа» (Ибн Хаджар на 25 странице 1 главы «ас-Саваик» пишет: «Хадис о Гадир Хуме – это достоверный хадис, не содержащий ничего сомнительного. Он передан Тирмизи, Насаи и Ахмадом б. Ханбалем. Его передатчиков поистине много).
- Ибн Маджа аль-Казвини, Сунан.
- Хаким ан-Нишабури, «Аль-Мустадрак».
- Сулайман б. Ахмад ат-Табарани, «аль-Аусат».
- Ибн Асир аль-Джазри, «’Усд аль-габа».
- Ибн аль-Джаузи, «Тазкират аль-хавасс аль-умма», с. 17.
- Абу ‘Умар б. Абд ар-Рабих, «’Ид аль-фараид».
- Аллама ас-Самхуди, «Джавахир аль-‘акдайн».
- Ибн Таймиййа, «Минхадж ас-сунна».
- Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатх аль-Бари», «Тахзиб ат-тахзиб».
- аз-Замахшари, «Раби’ аль-абрар».
- Абу Саид ас-Сиджистани, «Китаб ад-дирайа фи хадисаль-вилайа».
- Убайдаллах б. Абдаллах, «Ду’ат аль-худа иля адаи хакк аль-мувалат».
- Разин б. Муавиййа аль-Абдурай, «ль-Джам’ байн ас-сихах ас-ситта».
- аль-Мукбили, «Ахадис аль-мутаватира».
- Имам Фахр ар-Рази в своем труде «аль-Арба’ин» утверждает, что вся община (умма).
- ас-Суйути, «арих аль-хулафа».
- Мир Саид Али Хамадани, «Маваддат аль-кубра».
- Абу-ль Фатх, «Хасаис аль-а’лави».
- Ходжа Парса аль-Бухари, «Фасль аль-хитаб».
- Джала ад-Дин аш-Ширази, «Фасль аль-хитаб».
- Абд ар-Рауф аль-Манави, «Файз аль-кадир фи шарх Джами’ сагир».
- Мухаммад б. Йусуф Ганджи аш-Шафи’и, «Кафайат ат-талибин».
- Ибрахим б. Мухаммад аль-Химвини, «Фараид ас-симтайн».
- Кади Фадлаллах ь. Рузбихани, «Ибтат аль-батыль».
- Мухаммад б. Ахмад аш-Шарбини, «Сирадж аль-мунир».
- Абу-ль Фатх аш-Шахристани аш-Шафи’и, «аль-Миляль ва-н нихаль».
- Ибн Асакир Абу-ль Касым ад-Димашки, «Тарих аль-Кабир».
- Ибн Аби-ль Хадид аль-Му’тазили, «Аш-Шарх Нахдж аль-балага».
- ‘Ала ад-Дин ас-Симнани, «аль-‘Урват аль-вуска».
- Ибн Халдун, «Мукаддима ат-Тарих».
- Маула Али Муттаки аль-Хинди, «Канз аль-‘Уммаль».
- Шам сад-Дин Абу-ль Хайр ад-Димашки, «Асна аль-маталиб».
- Саййид Шариф аль-Ханафи аль-Джурджани, «Шарх аль-мавакиф».
- Йахйа б. Шараф ан-Набави, «ат-Тахзиб аль-асма ва-ль лугат».
- Хафиз Абу Бакр Хатиб аль-Багдади, «Тарих-и Багдади».
- Низам ад-Дин ан-Нишабури, «Тафсир аль-гараиб аль-Куран»
(Все вышеупомянутые ученые относятся к суннитам).
Ат-Табари в своем труде «Аль-валаят фи тарик хадис аль-Гадир» привел этот хадис по более, чем семидесяти цепочкам, восходящим к Достопочтенному Пророку.
Ибн Укда аль-Куфи в своем трактате «аль-Валаят» привел этот хадис от 170 ученых. Мухаммад б. ‘Умар аль-Багдади привел этот хадис по 25 цепочкам и написал по этой теме 26 работ.
Источник: Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",