Дорогие читатели! Имя знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1877-1927) и история ее любви к Сергею Есенину всем хорошо известны, но постоянно находятся все новые детали жизни Айседоры. Сегодня мы рассмотрим картину ее деятельности в общем, заострив внимание на преподавательской деятельности в специально созданной школе танца в Москве.
Трудное детство
В Сан-Франциско, в семье, где 27 мая 1877 года родилась Айседора, она стала 4-м ребенком. Ее отец, банкир, горный инженер и большой знаток искусства, обанкротившись, оставил жену и детей. Практически они были вынуждены нищенствовать. Мать будущей танцовщицы постоянно много работала, давая уроки музыки, но это едва позволяло сводить концы с концами.
Два старших брата и сестра девочки серьезно занимались танцевальным искусством. Добавив пятилетней Айседоре 2 года, ее отдали в школу. Однако очень рано Айседора оставила школьные занятия, посчитав их совершенно бесполезными для себя, и полностью отдалась освоению танца и музыки.
Примечательно, что во многом она сама стала себе учителем, занимаясь самообразованием. Айседора шла к пониманию танца свободного, пластического, где бы человек естественно самоосуществлялся в каждом жесте и движении. Долго находясь под влиянием американской танцовщицы, основательницы танца модерн Лои Фуллер, Айседора смогла выработать свой уникальный танцевальный стиль.
Период большой славы
С 18-ти лет Айседора стала выступать в Чикаго на публике. Танец Айседоры стал предтечей танца модерн. Поскольку ее свободный танец-импровизация, костюм в виде полупрозрачного греческого хитона и отсутствие обуви сильно отличались от привычных сценических правил, молодую босоногую танцовщицу воспринимали как некую экзотику, "диковинку". Ее выступления с 1899 года с успехом проходили в Лондоне, в 1901 году - в Париже, а в 1902 году в Будапеште к Айседоре пришла большая слава.
В 1903 году со своими братьями прославленная танцовщица посетила Грецию, из древней культуры которой Айседора всегда черпала творческое вдохновение. Ее движения и позы были близки античным рисункам и вазописи. Для танцевальных постановок и занятий в Греции ею было начато строительство специального помещения в форме храма посреди природного ландшафта, на высоком естественном холме. Выступления артистки в этом храме шли в сопровождении хора строго отобранных ею мальчиков.
В 1904-1905 годах, уже будучи знаменитой, Дункан посетила Мюнхен, Берлин, Вену. Давая концерты в Москве и Санкт-Петербурге, она получила высочайшую оценку К.С.Станиславского. Всюду ее инновации получали высокий эмоциональный отклик и овации зрителей. Главной идеей ее танцев становился образ свободного и совершенного человека будущего.
Айседора - жена Есенина
Насколько Дункан была успешна и счастлива в танцевальной карьере, настолько ей не везло в любви и личной жизни. Те мужчины, на которых она обращала внимание, быстро исчезали из ее жизни. Даже рождение двоих детей - дочери от театрального художника Гордона Крэга и сына от фабриканта Париса Юджина Зингера - не изменило этой тенденции. Своих детей Айседора воспитывала сама. К несчастью, оба ребенка погибли в результате несчастного случая. Дункан не хотела жить.
Старая лондонская гадалка нагадала ей однажды свадьбу на русской земле, но это было воспринято Айседорой просто как то, что старуха выжила из ума.
3-го октябре 1921 года зрелая, познавшая вкус не только славы, но и горя, Айседора впервые познакомилась в России с молодым тогда поэтом Сергеем Есениным на вечеринке в гостях. Оба мгновенно почувствовали пробежавшую между ними искру. Несмотря на разницу в 18 лет, чувство любви было глубоким и обоюдным. 2-го мая 1922 года в Хамовническом ЗАГСе они вступили в официальный брак, при этом у Дункан он был первым.
Есенин не владел английским, Дункан не понимала по-русски и звала мужа "Езенин". Их отношения стали поводом для мещанских пересудов окружающих, далеких от искусства. И только они двое, может, не до конца понимая, зачем, все же оставались вместе: любовь стала для них мощным источником творческого вдохновения и обновления.
Сразу после свадьбы Есенин и Дункан отправились за границу, где сначала в Западной Европе, затем в Америке Айседора должна была концертировать. В ее любви к Сергею Есенину проявлялись и материнские нотки. Есенин же нежно мог назвать свою возлюбленную "моя скверная девочка". Однако поэт, которого знала вся читающая Россия, серьезно страдал оттого, что здесь он воспринимается не более, как "муж блистательной госпожи Дункан". Пылкому и импульсивному, ему было трудно пережить это.
Алкогольная зависимость у него уже была и ранее. Поэтому со своей неудовлетворенностью поэт стал бороться только одним известным ему способом - с помощью алкоголя. Айседора мужественно терпела пьяные выходки мужа, но, увы, их брак быстро распался. Это стало новой трагедией для Дункан.
Предложение от Луначарского
Айседора с самого начала поддерживала идеи строительства молодой и новой России. Приезжая сюда, она танцевала под музыку революционных песен и "Интернационала", создавая образы освобождения, настроения революционного пафоса. "Я - красная!"- так говорила Дункан о себе.
В 1921 году от Наркома просвещения А.В.Луначарского ею было получено предложение руководить специально создаваемой школой танца в Москве при финансовой поддержке правительства. Охваченная радостными идеями свободного продвижения своего мировоззренческого и профессионального кредо, Айседора тут же согласилась. Для школы-пансиона был выделен особняк на Пречистенке, куда на бесплатное обучение зачислили 40 девочек.
Те ученицы, кому посчастливилось начать обучение у самой Айседоры, вспоминали ее материнское к ним отношение, стремление выявить индивидуальный потенциал у каждой. Девочки уважали свою учительницу и восхищались ею как артисткой.
У Айседоры уже был опыт создания подобной школы свободного танца за рубежом. Когда она потеряла собственных детей и не хотела жить, ученицы просили ее жить ради них, т к она очень нужна им. Дункан удочерила шестерых воспитанниц.
Но в России ее ждали голод и холод. Помещение практически не отапливалось, финансовая поддержка отсутствовала. Чтобы сохранить школу, Айседоре приходилось делать в нее вложения самой от своих концертов. Во дворе были разработаны грядки, на которых выращивались овощи. Время на работу и учебу было расписано до минут.
Летом воспитанницы отдыхали и продолжали освоение свободного танца в подмосковном имении, где занимались музыкой, гимнастикой, плаванием, иностранными языками, выращивали овощи на всю зиму - картофель, морковь, капусту и свеклу. Обучение было рассчитано на 7 лет.
Когда Айседора уехала с Есениным в зарубежное турне, руководство школой взяла на себя ее приемная дочь Ирма Дункан. Будучи талантливым педагогом, она постоянно испытывала трудности в вопросах руководства и материально-хозяйственного обеспечения.
Впоследствии, чтобы школа могла продолжать существовать, ее ученицы давали концерты в стране и за рубежом, самостоятельно добывая финансы. Например, в 1924 году Айседора с детьми предприняла утомительное турне по Поволжью и Средней Азии. Однако это создавало трудности для систематического обучения и превращало учебное заведение в гастролирующий коллектив.
Школа в Москве просуществовала до 1949 года, но ее статус несколько раз менялся. Сначала это была школа свободного танца, потом она превратилась в школу-студию. В 1927 году школа-студия стала "лабораторией героических мотивов". В 1929 году, после отъезда из России Ирмы, школа стала именоваться "концертной студией Дункан". В 1940 году студия была передана в Москонцерт. В 1949 году учреждение было упразднено.
Роковой финал
Два талантливых, уникальных человека любили друг друга. Айседора ушла из жизни через два года после ухода Есенина. В настоящее время большинство исследователей все больше склоняется к мнению о насильственной смерти поэта, последовавшей в номере 5 гостиницы "Англетер". Выявлено слишком много неувязок и несоответствий для принятия версии о добровольном уходе Есенина из жизни, включая наспех сделанные документы официальных лиц при осмотре места происшествия. Все они буквально изобилуют такими ошибками, которые ставят под большое сомнение компетентность этих лиц.
Что касается ухода из жизни Айседоры, то здесь долгое время его официальной причиной считалось самопроизвольное заматывание длинного шарфа артистки в колесо автомобиля, что привело к трагическому концу. Но в наши дни появилась альтернативная версия, что заматывание шарфа в колесо самопроизвольным не было, оно было тайно и быстро осуществлено некими людьми до начала поездки Айседоры в автомобиле.
Связаны ли были между собой эти события? Кто именно и по каким мотивам был заинтересован в уходе Есенина из жизни? Пробовала ли Айседора разобраться в этом и к каким выводам она пришла? Всколыхнулась и исчезла ли в связи с этим некая информативная обедненность? Возможно ли считать, что с помощью заматывания шарфа в колесо Айседора поплатилась за тайные знания о Есенине? Айседоре было всего 50 лет.
Вопросов очень-очень много. Что вы думаете обо всем этом, дорогие читатели?
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!