«Если кто, отправившись туда, окончит свое житие, пораженный смертью, будь то на сухом пути, или на море, или же в сражении против язычников, отныне да отпускаются ему грехи. Я обещаю это тем, кто пойдет в поход, ибо наделен такой милостью самим Господом...»
В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.
Позже они войдут в историю как «Крестовый поход бедноты» и «Крестовый поход детей», а пока что и Церковь, и феодалы, и местные жители земель на дороге в Палестину, и евреи - офигевали от резко уменьшившегося количества прихожан и рабочих рук, а также резко увеличившегося числа мародеров и погромщиков соответственно. Что самое грустное, после этих ходоков по выжженной и ныне очень недружелюбной к крестоносцам земле предстояло пройти настоящей армии.
Спасать Гроб Господень от сарацин рвались и монахи, от чего дыра в Святом Престоле прожигалась все шире. Священник - во-первых, ценный кадр (хотя бы потому, что грамотный), а во-вторых, если он оставит свой приход, кому спасать души прихожан? Все же в грехе погрязнут и в ад попадут. Урбан и все его последователи писали-писали во всеуслышание, что гражданским и церковным в Палестину идти не надо, потому что толку от них как от козла молока - но на призыв не реагировали и шли воевать, потому что если в Крестовом походе погибнешь, то обязательно в рай попадёшь (это Папа брякнул явно неосмотрительно).
Куча лишних едоков сильно осложняла крестоносцам жизнь. Шли они долго, вечно хотели жрать, отчего еды вечно не хватало и стоила она у местных просто безумных денег. Про дисциплину большинство и слышать не желало, в итоге при стычках с мусульманами большинство горе-добровольцев вносили лишь панику и неразбериху.
Пусть беднота и бывала жестокой (еврейские общины от Нормандии до Балкан подтвердят), особым умом они не отличались и часто попадались на самые детские разводки. Количество паломников, увезённых ушлыми капитанами не в Святую Землю, а куда-нибудь в Тунис на продажу, не поддаётся подсчёту. Ясное дело, Риму это не нравилось. Тем не менее, больше века эта система сохранялась, принося потери, колоссальные убытки и огромный вред самим походам.
В 1213 году Папа Иннокентий Третий решил проблему в стиле «убийства двух зайцев». Обеты спасти Иерусалим от мусульман, которые давали все кому ни лень, теперь можно было выкупить. Деньги от продаж шли в казну Церкви, а «крестоносцы» искупали грехи (и попадали в рай) не вставая с дивана. К великому облегчению всех настоящих военных. Через какое-то время для всех гражданских практика выкупа обета стала обязательной. Советские учебники по истории критиковали такой подход, утверждая, что плохо отпускать грехи за деньги, но в этом случае торговать билетами в рай оказалось действительно богоугодным и со всех сторон выгодным делом. А что думаете вы?
Автор - Саша Лагутина
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2